Александра Шабалина
Консультация «Музыкально-театрализованная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Введенский детский сад общеразвивающего вида №3"
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя «Музыкально - театрализованная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Музыкально-театрализованная деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкальный руководитель Шабалина Александра Алексеевна
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется задачами ФГОС ДО (федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования) :
1. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
2. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском эффективных форм взаимодействия с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:
– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;
– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;
– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Из этих вопросов я поставила для себя цели и задачи, которые вы можете увидеть на экране
Цели и задачи вы видите на экране.
Цель:
• Развить музыкальный слух, учить сочинять этюды по сказкам.
• Формировать умение импровизировать, драматизировать потешки, пословицы
• Формировать эмоциональное восприятие жизни.
• Развить дикцию на основе чтения скороговорок.
• Развить умения согласовывать свои действия с другими.
• Познакомить с основными видами театрального искусства.
Задачи:
• Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
• Использовать в данной деятельности : театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
• Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;
• Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.
В связи с поставленными задачами я разработала программу музыкально-театрализованной студии «Сказка» для старшего дошкольного возраста. Занятия студии проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут в соответствии с циклограммой образовательной деятельности детского сада.
В процессе написания программы театрального кружка «Сказка» была использована методика программы М. Д. Маханевой «Театральные игры в детском саду»; Подборку произведений В. А. Моцарта из циклов всемирно-известного культуролога и музыканта Михаила Семеновича Казинника, а также, использовала опыт музыкального руководителя Коростелевой Любовь Дмитриевны
Тематический план
В своей студии я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. Мы учим понимать язык музык : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учимся передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые на занятиях, направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Виды деятельности, которые используются на занятиях:
• Прослушивание произведения Вольфганга Амадея Моцарта.
Это позволяет настроится на работу. научно доказано что Моцарт – лучший композитор для здоровья как телесного, так и психологического у детей. (Из методики Казинника)
• Инсценирование отрывков сказок, поэтических произведений.
Инсценировали сказки «Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка» и др.
• В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии, например, на своё имя, или какое то, небольшое рифмованное предложение.
• Танцевальные и пластические этюды. В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др.
• Актерское мастерство
Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся.
• Дикция и артикуляция
Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
• Театральные салоны. Просмотр спектаклей или мультфильмов.
Мероприятия с детьми
Вашему вниманию хочу представить творческие результаты работы студии, работы, принявшие участие в конкурсах различного уровня.
• Конкурс: ЦГМИ «Идея» г. Оренбург «Пусть сгинут войны пусть звенит весна», номинация Подвиг Дмитрия Яковлева (Диплом I степени)
• Конкурс: Районный конкурс сказок среди дошкольных образовательных учреждений Кетовского района «В гостях у сказки», «Сказка Иван-дурак и перо Жар-птицы» (Диплом III степени)
• Конкурс: Конкурс- фестиваль детского и молодежного творчества «Кетовские таланты» Театрализованная постановка «Ярмарка на Зауралье» (Диплом I степени)
• Конкурс: Всероссийский конкурс «Безопасная дорога детям» г. Москва. Ролик по ПДД «Как переходить дорогу?» (Диплом участника)
Мероприятия с родителями
Большое значение имеет работа с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях реализует проект Программы развития ДОУ на 2018-2021г «Современные родители».
• Сказки с теневым театром с участием родителей
• Театрализация сказок (например, колобок) с участием родителей
• Практикум «Театрализованная деятельность как средство творческого развития детей старшего возраста. С использованием конструктора ЛЕГО».
Изготовление костюмов, сопровождение в поездках
С учетом анализа работы пришла к выводу, что система существующей работы эффективна, имеет положительные результаты. Воспитанники студии показывают свои достижения на праздниках, участвую в конкурсах. Их выступления отличаются ярким артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально - театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Перспектива
В перспективе своей работы мне хочется переработать идею всемирно-известного профессора, культуролога и музыканта Михаила Семеновича Казиника, человека которого знает весь мир и который говорит о том, что развивать ребенка нужно с музыки. «Потому что в музыке скрыты все формулы научных знаний, все тайные коды открытий будущего. Музыка – пища для развития человеческого мозга». Посещения лекций Михаила Семеновича мое желание перенести его опыт в работу с детьми только усилился.