Гололобова Наталья Федоровна
Использование художественных техник в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему:
«Нетрадиционная техника рисования – «Пуантилизм»
«Истоки способностей и дарования детей -
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование художественных техник в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Они охватывает очень широкий круг видов и направлений. «Пуантилизм», о котором я хочу сегодня поговорить, лишь одно из них.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Пуантилизм (переводится как точечность) - это направление в живописи, зародилось оно во Франции, его придумал французский художник Жорж Сёра в 19 веке. Придумал технику рисунка мелкими точечными мазками, с использованием контрастных цветов, предполагая их слияние на сетчатке глаза при рассматривании картины.
Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится: цветная или белая бумага, краски - акварель или гуашь, ватные палочки.
1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.
2. На ватную палочку набираем краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
3. Заполняем точками весь контур. Если нужно показать объём, то часть рисунка заполняем точками часто, а другую часть - редко.
4. Когда вся фигура заполнена, можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
В данной технике можно использовать различные предметы : фломастер, ручки, пальцы, простой карандаш с ластиком на конце, ватные палочки.
Для рисования используются шаблоны или трафареты. Рисунок заполняется точками разного цвета.
Ватными палочками и пальчиками рисовать очень просто. Набираем краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобиль, куклу. Главное в этом деле – желание! Дети младшей группы с удовольствием рисуют ватными палочками, они удобнее и проще в употреблении. Кроме того, их не нужно мыть. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, для малышей это очень большой труд.
Детям нравится рисовать точками в готовых контурах или дорисовывать отдельные детали. В ходе работы я рассказываю детям об особой технике рисования. Суть техники проста : рисунок выполняется точками. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, они находят удачные цветовые сочетания. Узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки.
Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов. Смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.