Ксения Алексеева
Патриотическое воспитание как снова формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание –
основа формирования личности гражданина и патриота
Часть 1
Гражданско-патриотическое воспитание : цели, задачи, основные направления.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Целью гражданско-патриотического воспитания в ДОУ является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Определим основные направления гражданско-патриотического воспитания.
Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко–краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Социально–патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Поэтому формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Работу с детьми дошкольного возраста необходимо направить на:
- воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- формирование чувства привязанности к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
В дошкольном учреждении деятельность, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, можно разделить на 4 тематических блока:
Блок «Я и моя семья». Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.
Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью.
Блок «Малая родина». Здесь происходит расширение представлений у дошкольников о родном городе, области и родной природе. Работа направлена на воспитание у детей любовь к своему городу, гордость за людей, которые прославили город, в котором нам повезло родиться и жить, желание сохранять и преумножать достояние родного края.
Блок «Россия» знакомит детей со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ, с людьми, которыми гордиться наша страна. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Блок «Великая Отечественная Война». Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
С планированием форм работы с детьми по каждому блоку в соответствии с основными направлениями дошкольного образования вы можете познакомиться самостоятельно в приложении 1 к данному выступлению.
Систему работы с детьми необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ребят расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, богатом культурном прошлом и настоящем, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
План работы по нравственно-патриотическому воспитанию
1. Блок «Я и моя семья». Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.
Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью. Всё хорошее начинается с матери – хранительницы очага. Последняя неделя ноября считается праздничной в нашем детском саду. В этот «Всемирный день Матери», звучат с утра песни о мамах, оформляется выставка портретов, в группах дети готовят с огромной радостью и любовью подарки мамам. Обязательно проходит праздник с привлечением пап и участием мам.
Работа с детьми
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие «Коммуникация»
Составление рассказов на тему:
• «Хорошо у нас в саду…»;
• «Моя семья: папа, мама, бабушка, дедушка и я»;
• «Каким я хочу быть».
Словотворчество:
• о маме, папе;
• о семье;
• о друге.
«Познание»
• «Расскажу я вам ребята» (о семье);
• «Все работы хороши» (работа моих родителей).
Беседы:
• «Где мы любим отдыхать»;
• «Мое имя» и др.
Экскурсия по детскому саду «Мой любимый детский сад».
Художественно-эстетическое
развитие «Художественное творчество»
Рисование:
• «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты);
• «Наша дружная семья» (совместная работа с родителями);
• «Самый веселый день рождения»;
• «Открытка – приглашение, - поздравление» - для родителей и сотрудников детского сада;
• «Герб моей семьи».
Выставка фотогазет:
• «Наша дружная семья»;
• «Как мы летом отдыхали»;
• «Репортаж с прогулки»;
• «Посмотри, как хорош сад, в который ты идешь».
Проведение праздников:
• «День защиты детей»;
• «День семьи»;
• «Всемирный день ребенка»;
• «Всемирный день матери»;
• «Масленица»;
• «Рождественские посиделки»;
• «Колядки» и др.
Прослушивание аудиозаписей:
• «Если с другом вышел в путь»;
• «От улыбки»;
• «Дружба – это здорово»;
• «Песенка друзей».
Создание мультфильмов:
• «Подарю цветы я маме»;
• «Испекли мы каравай»;
• «Мама для Мамонтенка».
Физическое развитие Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья».
Физкультурные досуги:
• «Путешествие в космические дали»;
• «Дружная семейка»;
• «Малые олимпийские игры осенние, зимние, весенние, летние»
Социально - личностное развитие Составление правил поведения на улице, в группе, дома.
Сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Создание альбома «Генеалогическое древо и герб семьи».
Стенд «Хорошо у нас в саду».
Оформление альбома «Праздники в детском саду».
Взаимодействие с родителями Родительская гостиная «О семье нашей мы ведем рассказ…».
Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?».
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
Сотворчество детей с родителями:
• «Генеалогическое древо нашей семьи»;
• «В мастерской Деда Мороза» (поделки, подарки к празднику из подручного и природного материала).
• «Трудовой десант» с детьми и родителями (благоустройство территории детского сада).
• «Изготовление атрибутов для ПДД».
• Оформление фотогазет (сотворчество родителей и детей) :
• «Наша дружная семья»;
• «Мой дом».
2. Блок «Малая родина». Расширения представлений у дошкольников о родном городе, области и родной природе, воспитывать у детей любовь к своему городу, гордость за людей, которые прославили город, в котором нам повезло родиться и жить, желание сохранять и преумножать достояние родного края.
Работа с детьми
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательно-речевое развитие «Познание»
• «История города Воронежа»;
• «Здесь город родился когда-то…»;
• «По улицам города»;
• «Воронеж – мой край родной»;
• «Воронежские мастера и умельцы»;
• «Какие народы живут в нашем крае»;
• «Богатства родного края».
«Коммуникация»
• «Город, в котором я живу»;
• «Я хочу, чтоб мой город стал…».
Словотворчество детей с родителями: сочини стихи или сказку о г. Воронеже.
Составление разных кроссвордов (о животном и растительном мире).
Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».
Вечер «У тетушки Загадушки».
Оформление альбомов об эволюции предметов, о разнообразии животного и растительного мира, их среде обитания.
Оформление «Красной книги» Воронежского края.
Мини – музей «Старинные вещи».
Мини – музей «Кукла тряпичная игрушка отличная».
Викторина «Что я знаю о родном городе».
Художественно-эстетическое
развитие «Художественное творчество»
• «Улицы родного города»;
• «Любимый уголок отдыха»;
• «Лесные жители» и т. д.
• Рисование национальных костюмов Воронежской Губернии.
Коллективные работы:
• «Наш солнечный город»;
• «Город зажигает огни»;
• «Осень в город пришла, красоту принесла»;
• «Птицы наши друзья» (полусухой кистью, по мокрому фону, восковым мелком, штрихом);
• «Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес».
Выставки совместных работ детей и родителей:
• «Что у Осени в корзинке»;
• «Огородная мода» (композиции из овощей, природного и подручного материала) и др.
Пластилинография:
• «Воронежские мотивы» (выкладывание бусинами, бисером на пластилиновой основе);
Ручной труд (бросовый материал) :
• Национальная кукла из ниток;
• «Автомобили» (из спичечных коробков);
• Макет микрорайона, где находится детский сад, парка и др.
Прослушивание и разучивание стихов, песен о Воронеже.
Прослушивание Русских народных песен и частушек в исполнении землячки Мордасовой М. Н.
Оформление музыкального уголка в русских традициях.
Праздники, развлечения:
• «День города»;
• «Славься край Воронежский»;
• «День птиц»;
• Конкурс чтецов «Край родной на век любимый».
Физическое развитие Русские народные игры.
Дни здоровья (ежеквартально).
Спортивные праздники, развлечения.
Социально- личностное развитие Организация уголка граждановедения в группе.
Экскурсии по родному городу.
Экскурсии в лес, парк.
Посещение выставок художников города.
Посещение библиотеки.
Взаимодействие с родителями
Викторина для родителей «Люби свой город и знай его историю».
Оформление наглядной информации на стендах для родителей:
• «Что рассказать детям о родном городе»;
• «Воспитание у детей патриотических чувств»;
• «Исторические места в Воронеже»;
• «В их честь названы улицы»;
• «Наш город Воронеж в далеком прошлом».
Фотогазета «Как я отдыхал в России».
Клуб выходного дня «Прогулки по памятным местам Воронежа».
Взаимодействие с педагогами
Конкурс проектов «С чего начинается Родина».
Творческий вечер «Художники рисуют Воронеж». Литературная гостиная в рамках конкурса чтецов «Воронеж – сокровище мое».
Выставка наглядной информации для родителей
«Памятные места города и области»;
«Картинная галерея старинных улиц»;
«Воронеж в далеком прошлом»;
«Почетные граждане Воронежа».
КВН «Знаешь ли ты историю своего города».
3. Блок «Россия» - Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Знакомить детей с людьми, которыми гордиться наша страна. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Работа с детьми
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие «Познание»
• «Москва – как много в этом слове»;
• «Что мы знаем о Москве»;
• «Геральдика моей страны»;
• Заучивание народных пословиц, поговорок.
Беседы:
• «Природа нашей Родины»;
• «Человек и природа».
Познавательные занятия:
• «В гости к Берендею» (о природе);
• «Здравствуй, здравствуй, добрый лес»;
• «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество);
• «В мире животных».
Конкурс стихов о России.
Составление кроссвордов и ребусов.
Оформление альбомов :
• «Москва – столица»;
• «Достопримечательности Москвы»;
• «Города – герои нашей Родины».
Художественно-эстетическое
развитие «Художественное творчество»
• «Забавные свистульки»;
• «Расписная барышня»;
• «Люблю березку русскую»;
• «Русские богатыри»;
• «Красная площадь».
Рисование пейзажей:
• «Осень, осень в гости просим»;
• «Зимние напевы»;
• «Весенняя капель»;
• «Лето, лето красота».
Роспись предметов и игрушек:
• «Хоровод матрешек» (коллективная работа);
• «Голубая гжель»;
• «Золотая хохлома»;
• «Дымково».
Аппликация, коллаж:
• «Кремль»;
• «Герб, флаг России»;
• «Салют на главной площади»;
• «Изготовление поздравительных открыток для ветеранов»;
• «Богатырь»;
• «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
Оформление выставок детских рисунков.
Поделки из природного материала.
Слушание песен и музыки:
• «Гимн России»;
• «Русская народная музыка»;
• Русские пляски, переплясы.
Обучение игре на инструментах:
• ложки, бубен, трещотка, угольник и т. д.
Праздники и развлечения на основе русского фольклора :
• «Коляда, коляда отворяй ворота»;
• «Здравствуй, честная Масленица!»;
• «Осенняя ярмарка» и т. д.
Физическое развитие Физкультурные досуги:
• «Вместе весело шагать!»;
• «Чтобы в армии служить, надо нам здоровым быть»;
• «Мамины помощники»;
• «Звездный час».
Спортивные развлечения:
• «Веселые старты»;
• «Русские народные игры»;
• «Богатырская сила».
Социально - личностное развитие Выпуск семейных газет:
• «Где я был в России»,
• «Папа мой - Защитник Отечества».
Создание альбомов:
• «Люблю тебя моя Россия»;
• «Русское народное творчество» (росписи).
Организация уголка по граждановедению.
Игра «Что? Где? Когда?» (тема «Россия»).
Викторина «Хочу все знать».
Изготовление Русских народных костюмов.
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».
Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях.
Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй».
Совместные рисунки, коллажи детей и родителей «Москва – наша столица».
Наглядная информация :
• «Москва, как много в этом слове»,
• «Они защищали Родину»,
• «Мама, милая мама».
Спортивный праздник с родителями «Будем в армии служить», «Полет в космос».
Праздник «День народного единства».
Взаимодействие с педагогами Творческий вечер «Пою тебе мое Отечество…».
Наглядная информация «Достопримечательности Москвы».
4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме мы раскрываем детям великие подвиги советского солдата. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы мы приглашаем ветеранов и участников трудового фронта, детей войны. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.
Работа с детьми
Основные направления дошкольного образования
Формы работы
Познавательно-речевое развитие «Коммуникация»
Беседы с презентациями:
• «Поклонимся погибшим тем бойцам…»
• «Солдат – победитель»
• «Что такое героизм?»
• «О городах героях»
• «Москва – город герой»
Знакомство с художественной литературой:
• Е. Благина «Шинель»;
• чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
• Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
• А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
• Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
• Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
• Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
• Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
• Выставка книг о войне.
• Слушание и разучивание военных песен.
Рассказы из личного опыта :
• «Моё удивительное путешествие»;
• «В гостя у Ветеранов ВОВ;
• «Знакомство с людьми, которые видели войну детскими глазами» :
Творческие рассказы:
• «Что я знаю о людях защищавших мою Родину»;
• «Где бы я хотел побывать».
Составление рассказов по картинкам, картинам, фотографиям.
«Познание»
Беседы на тему:
• «Книга памяти»;
• «Почему моя улица имеет такое название»;
• «Береги планету эту, ведь другой такой же нету» и др.
Художественно-эстетическое
развитие «Художественное творчество»
Оформление выставок рисунков и плакатов:
• «Земля мечты моей»;
• «Георгиевская ленточка»;
• «И на суше, и на море»
• «Война глазами детей»;
• «Солдат на посту»;
• «Голубь мира»;
• «Письмо с фронта»;
• «Открытка для ветерана».
Коллективная работа аппликацией, лепка из соленого теста:
• «Разноцветная планета»;
• «Важный День для Русских людей» и др.
Совместные работы детей и родителей:
• «Взгляд в будущее»;
• «Живем пока помним»;
• «Наша планета - Земля!»;
• «Награды Великой Отечественной Войны»и т д.
Изготовление атрибутов для режиссерских и театрализованных игр.
Разучивание песен.
Праздники и развлечения:
• «День освобождения Воронежа»;
• «Вам ветераны -посвящается»;
Физическое развитие Дидактическая игры:
• «Подбери картинку».
• «Воину солдату своё оружие».
• «Колесо истории».
• «Чья форма».
• «Что изменилось».
• «Военный транспорт».
Сюжетно-ролевые игры:
• «На границе»
• «Мы военные»,
• «Моряки»,
• «Летчики».
Проведение подвижных игр:
• «Разведка»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
• «Встречные перебежки»
Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
• «Попади в цель»
Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
• «Меткий стрелок».
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Физкультурные досуги:
• «Папы наши защитники»;
• «Зарница» и др.
Спортивное развлечение:
• «В здоровом теле здоровый дух»;
• «Дружат дети всей Земли».