ларкина марина николаевна
Сказкотерапия по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Сказкотерапия на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
Слайд 2.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Публикация «Сказкотерапия по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразует его и себя.
Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.
Слайд 3
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальностью. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться как с детьми, так и со взрослыми.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность речи, развивается диалогическая и монологическая речь.
Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями.
Слайд 4.
Задачи развития речи детей решаются с помощью : группового рассказывания, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение.
Слайд 5.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения. Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии : - народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
- обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
- диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
- психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Слайд 6.
Сказка может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы.
Слайд 7.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Слайд 8.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Слайд 9.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Слайд 10.
Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа:
• Ритуал вхождения в сказку.
• Чтение сказки.
• Обсуждение сказки.
• Ритуал выхода из сказки.
Слайд 11.
Ритуал вхождения в сказку.
Музыкальное сопровождение.
Можно использовать волшебную палочку, музыкальную игрушку, волшебный ключ.
Либо пройти через волшебный обруч и оказаться в сказке.
Слайд 12.
Чтение сказки.
1 вариант - чтение сказки полностью, без обсуждения.
2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на отдельных фрагментах и обсуждать их.
Слайд 13
Обсуждение сказки.
Обсуждение героев, их поступков.
Сравнение чувств героев со своими чувствами.
Проговорить с детьми,что ощущаем в разных ситуациях.
Слайд 14
Ритуал выхода из сказки.
Если вошли через обруч, то и выйти тоже должны через него, вернуться домой.
Слайд 15
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию.
Это может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.
Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Слайд 16
Итоговую часть сказкотерапии обычно посвящают обсуждению. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу.
Слайд 17
Работа с родителями.
В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.
Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях.
Слайд 18
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!
Слайд 19. Фото