светлана светлолобова
Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль полихудожественного воспитания в экологии.
[/b]
Дать образование уму, но не дать образование духу,
всё равно, что не дать никакого образования.
Аристотель.
Произведение подлинного искусства - всегда чудо. Даже когда всё в нём кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце мастера, а затем воплотились в звуках или красках эти чудесные образы?
Публикация «Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников» размещена в разделах
Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что мы берем от искусства часто несравненно больше того, что дает мастер.
В центре внимания ученых, исследователей, педагогов-практиков находятся поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы сформировать у каждого ребенка основы эстетической культуры, духовности, способствовать развитию художественного творчества.
В своей работе я опираюсь на полихудожественный подход к формированию основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и музыкально-художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития ребенка. Эффективность интегрированных занятий в воспитании ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: музыка, художественная литература, произведения изобразительного искусства и др. Интегрированные занятия объединяют и разнообразные виды деятельности дошкольников: музыкально-художественную, познавательную, игровую, коммуникативную, продуктивную и др. Главная цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В своей работе кроме традиционных познавательно-речевых занятий, а так же занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) для детей дошкольного возраста в соответствии с полихудожественным подходом к воспитанию проводятся интегрированные занятия.
Например:
«Осень в гости просим!» во 2 младшей группе.
Вначале занятия я предлагаю послушать музыку и угадать, какое это время года?
(применяется слушание музыкального произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года») Дети читают стихи об осени.
В течении занятия проводится хоровод «Есть у нас огород» где дети поют и инсценируют его.
В конце занятия проходит рисование осеннего дерева под музыку (коллективное рисование)
Дети не только получают и закрепляют определённые знания и навыки, но и эмоционально расслабляются, учатся воспринимать музыку, петь, рисовать в коллективе, приобщаются к поэзии, учатся её любить и воспринимать.
Презентация проекта «Осень» итоговое игровое общение «Что нам осень принесла» в старшей группе.
Кроме обобщения полученных знаний о времени года, его объектах и явлениях в занятии применяются: пение осенних хороводов, а также при рассматривании осеннего пейзажа такой приём как «вхождение в картину», чтобы помочь детям погрузиться в нужное состояние, помочь им проникнуться произведением включаю релаксационную музыку или звуки леса.
В итоге, дети получают и рассказывают не только сухую информацию, но и учатся чувствовать, раскрепощаться при помощи искусства, что помогает им рассказать о своих ощущениях, развивается монологическая речь, воображение, фантазия.
Итоговое игровое общение по теме «Космос» в подготовительной к школе группе.
Детям предлагается путешествие в космос, в помощниках снова презентация мультимедиа и естественно музыка, «космическая», которая помогает развить фантазию, привлечь особое внимание к теме, настроить детей на нужную тему.
Также в ходе проекта применяются: рисование мыльными пузырями «Планеты», аппликация, «Звездное небо», коллективная аппликация «Космос», разучивание песни «Ты да я да мы с тобой».
Занятие «Живая земля» в подготовительной к школе группе.
Проводится хоровод «Земелюшка-чернозём», музыкальная разминка «Солнышко», чтение пословиц и поговорок о земле, рисование природными красками «Портрет земли» под музыкальное сопровождение песня «Прости Земля».
В данном случае смена видов деятельности помогает удерживать внимание детей в течение всего занятия. Дети получают информацию не только с помощью экспериментирования, но и через музыкальную и художественную деятельность, ознакомление с устным народным творчеством. Это помогает решить задачи не только познавательного, но и духовно-нравственного и речевого характера.
Позанвательно-исследовательская деятельность «Магниты» в старшей группе.
Для закрепления темы применяется изготовление магнитного театра и его обыгрывание детьми.
В итоге кроме закрепления познавательных задач, закрепляются все стороны речи при обыгрывании театра, а также закрепляются и развиваются изобразительные и конструктивные навыки.
Позанвательно-исследовательская деятельность «Вода» в средней группе.
Для развития у детей интереса к теме применяю слушание музыки и чтение стихотворения «Реченька», а для закрепления свойств воды, изготовление цветных ледяных сосулек для ёлки, рисование по мокрому холсту «Вьюга». Чтобы развить в процессе рисования воображение и фантазию включается музыкальное произведение «Февраль» из музыкального альбома П. И. Чайковского или «Времена года «А. Вивальди.
Проект «Зимушка» в средней группе.
В ходе проекта разучиваются хороводы, стихи о зиме, песни на зимнюю тематику, рисование «Следы на снегу», «Зима», слушание музыкальных произведений о зиме, рассматривание картины «Зима в лесу», что помогает накапливать знания детям и расширять кругозор через все виды деятельности, поддерживать интерес к теме, развивать кроме знаний о природе, чувственную сторону личности.
Также в работе с детьми театрализую экологические сказки, сказки о животных, инсценировки, что тоже помогает решить задачи не только экологического характера, но и речевого, эстетического.
При использовании перечисленных методов, осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, цвета, слова и осознания им мира культуры. Наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством я стремлюсь воспитать в нем способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности.
г. Братск - 2013 год.