Парфененкова Ирина
Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать
Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния ребенка. К его основным признакам относят:
• трудность засыпания и беспокойный сон;
• беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
• рассеянность, невнимательность;
• беспокойство, непоседливость, упрямство;
• отсутствие уверенности в себе;
• постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора или отмечается стойкое нарушение аппетита);
Публикация «Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Старшая группа
- Темочки
• боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников ;
• подергивание плечами, качание головой, дрожание;
• снижение массы тела или проявление симптомов ожирения;
• повышенная тревожность;
• дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Педагог-психолог ДОО должен видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности ослабить степень их воздействия при помощи специальных приёмов и технологий, создать условия для эмоционального комфорта детей.
Признаки эмоционального напряжения у детей с общим недоразвитием речи выражены значительнее, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено тем, что эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, раздражительностью, двигательным беспокойством, неусидчивостью, а также негативизмом, замкнутостью, агрессивностью, страхом, неуверенностью в себе, импульсивностью, обидчивостью. Для преодоления негативных эмоциональных состояний, эмоционального дискомфорта дошкольников с речевым нарушением необходимо оказание им психологической помощи.
В связи с этим нами разработан и апробирован на практикекомплекс тренинговых занятий (приложение, целью которых является снятие психоэмоционального напряжения каждого ребёнка с ОНР методом релаксации с элементами арт-терапии.
Известно, что искусство оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции. Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами в развитии соприкасается в дошкольном возрасте (песочная терапия, изотерапия, водотерапия, музыкотерапия, ароматерапия и т. д., влияют на адекватность поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства выражается также в том, что общение с искусством помогает ребёнку с проблемами в развитии «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. При работе с детьми с ОНР методы арт – терапии актуальны ещё и потому что, способствуют тренировке наблюдательности, развитию мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, формированию позитивной самооценки. Применение на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи релаксационных упражнений помогает снять повышенное мышечное напряжение, способствует расслаблению, развитию воображению, преодолению двигательной неловкости.
Задачами тренинговых занятий являются:
• создание положительного эмоционального фона; ослабление негативных эмоций;
• накопление позитивного эмоционального опыта;
• развитие эмоционально-личностной сферы;
• совершенствование навыков общения;
• развитие эмпатии, навыков взаимодействия со сверстниками;
• сплочение детского коллектива;
• снижение агрессии;
• расслабление пальцев, мышц рук, лица, шеи, ног, спины, грудной клетки, корпуса;
• освоение и закрепление позы покоя;
• совершенствование дыхательной функции;
• развитие психических процессов : внимание, память, восприятие, речь.
Количество тренинговых занятий – пять, включающих по шесть заданий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Форма работы – подгрупповая. Одно занятие рассчитано на 6-7 детей.
Применение на практике тренинговых занятий, в целом, дало удовлетворительные результаты: снижение мышечного напряжения, создание благоприятного эмоционального фона, улучшение коммуникативных качеств, приобретение навыков конструктивного общения, совершенствование психических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Приложение
Комплекс тренинговых занятий.
Занятие 1.
1. Ритуал начала занятия «Круг друзей»
Инструкция. Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Улыбаясь, дети берутся за руки, поднимают их вверх.)
Один за всех, и все за одного!
2. Игра «Снежный ком»
Цель: создание эмоционального комфорта, сплочение детского коллектива.
Оборудование: мяч.
Инструкция. Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий участник и т. д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
3. Песочная терапия. Игра с песком «Радуга в бутылке»
Цель: снижение психофизического напряжения, создание положительного настроения.
Материалы и оборудование: чистый, просеянный песок (песок можно заменить мелкой солью, цветные мелки и стеклянный сосуд с крышкой, листы бумаги.
Ход игры:
1) Насыпать на чистый лист бумаги небольшое количество песка или соли (примерно 1/6 или 1/7 от общего объема сосуда).
2) Взять мел определенного цвета и растереть им песок (соль).
3) Аккуратно пересыпать получившийся цветной песок (соль) в стеклянный сосуд.
4) Взять чистый лист бумаги и повторить эту процедуру с мелом другого цвета.
5) Заполнить емкость полностью слоями песка разного цвета. Закрутить крышку. Поделка готова.
Примечание. Чтобы поделка смотрелась интересней, песок можно пересыпать в емкость под углом, поворачивая сосуд.
4. Пальчиковая игра «Пять пальцев»
Цель: расслабление пальцев рук.
Инструкция. Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки. На счёт – поочерёдно загибают пальчики на обеих руках.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
5. Игра «Выбиваем пыль»
Цель: снижение агрессии, ослабление негативах эмоций, снятие двигательных и мышечных зажимов.
Оборудование: подушки (размер 30*30) по количеству детей.
Инструкция. Каждому ребёнку выдается "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее "почистить".
6. Самомассаж лица «Пушистый котёнок»
Цель: расслабление мышц лица.
Инструкция. Дети выполняют следующие движения:
Носик, носик!
Где ты, носик?
(Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.)
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.)
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
(Пальцами погладить щеки сверху вниз – 4 раза.)
Будет чистенькая дочка,
(Погладить ладонями шею.)
Будут чистенький сынок,
(Растереть ладошками уши.)
И котенок-малышок.
(Потереть ладони друг о друга.)
Педагог-психолог спрашивает, дети отвечают и показывают:
– Лапки мыли?
– Мыли.
– Ушки мыли?
– Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
7. Релаксация «Пляж»
Цель: максимальный отдых; восстановление функций организма; повышение работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Оборудование: коврики для детей.
Инструкция педагога-психолога : «Лягте на спину и займите удобное положение. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум моря, наблюдаете за чайками над водой. Теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза, медленно сядьте и аккуратно встаньте».
8. Ритуал окончания занятия «Копилка настроения»
Инструкция: Дети стоят минуту с закрытыми глазами в кругу, положив руки на плечи товарищей, и мысленно передают группе свои позитивные эмоции, добрые пожелания, улыбку.
Занятие 2
1. Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Здесь и далее см. занятие 1.
2. Игра «Комплимент»
Цель: создание эмоционального комфорта, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Инструкция. Дети становятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, за что-то хвалят. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо!». Затем дарит комплимент своему соседу и т. д.
3. Рисуночная терапия. Игра «Цветочная поляна».
Цель: развитие эмпатии, свободного выражения чувств; сплочение детского коллектива.
Материалы: ватман, краски.
Инструкция. Детям предлагается вместе нарисовать цветочную поляну.
4. Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
Цель: расслабление пальцев рук.
Инструкция. При прочтении первой строчки стихотворения дети показывают большие пальцы на обеих руках. Далее на каждую строчку большой палец поочередно соединяется с остальными пальцами.
– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
5. Игра «Испорченный телефон»
Цель: создание положительного эмоционального фона; сплочение детского коллектива; развитие восприятия, внимания, памяти.
Инструкция. В группе детей по их желанию выбирается водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной, и никто не подглядывает. Водящий подходит к одному из детей и в тайне от других показывает ему какую-нибудь позу (он ее выдумывает сам). Затем водящий отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел, и т. д. Когда всем детям будут показаны позы, они встают лицом друг к другу. Поза последнего участника игры сравнивается с позой, которую задал водящий.
6. Самомассаж шеи «Петушок».
Цель: расслабление мышц шеи.
Инструкция. Дети выполняют следующие движения:
Петя, Петя-петушок
(Наклоны головы вправо-влево.)
Целый день учил стишок.
А запомнил он строку
(Наклоны головы вперед-назад.)
Лишь одну – «Ку-ка-ре-ку!»
7. Релаксация «Плывем в облаках»
Цель: максимальный отдых; восстановление функций организма; повышение работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Оборудование: коврики для детей.
Инструкция педагога-психолога : «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Тихий теплый день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, а вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
8. Ритуал окончания занятия «Копилка настроения»
Здесь и далее см. занятие 1.
Занятие 3
1. Ритуал начала занятия «Круг друзей»
2. Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: стимулировать детей к проявлению привязанности, дружелюбия друг к другу; объединение детей; накопление позитивного эмоционального опыта; сплочение коллектива.
Оборудование: клубок ниток.
Инструкция педагога-психолога : «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком. Когда он попадает к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть, кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о том, чем любит заниматься в свободное время. Рассказав о себе, вы, не разматывая нитку с пальца, передаете клубок, кому захотите. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:
Буду так я говорить:
– Я хочу с тобой дружить!».
Педагог-психолог начинает игру :
«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем…».
Передает клубок ребенку, произнося волшебные слова. Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и педагог-психолог. Игра продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к педагогу-психологу.
Потом детям предлагается закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга. Педагог-психолог : «Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли?.».
3. Водотерапия. Игра с водой «Водяные мячики»
Цель: создание позитивного настроения,развитие эмоционально-личностной сферы, снижение эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: губки для мытья посуды, нитки, ножницы, вода.
Содержание: Из губок для мытья посуды дети делают водяные мячики (разрезают губки пополам и связывают их по середине ниткой, играют с ними в воде.
4. Пальчиковая игра «Моя семья»
Цель: расслабление пальцев рук.
Инструкция. Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого. На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
5. Игра «Гусеница»
Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие умения координировать свои действия с действиями других.
Оборудование: воздушный шар или мяч.
Инструкция педагога-психолога : «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, которая передвигается по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего».
Между спиной и животом стоящих друг за другом детей зажимается воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго запрещается. Первый в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, необходимо пройти по определенному маршруту.
6. Массаж спины «Дождь»
Цель: расслабление мышц спины.
Инструкция. Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения:
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
(Хлопки ладонями по спине.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
(Поколачивание кулачками.)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
(Постукивание пальчиками.)
Только мой братишка в луже
(Поглаживание спины ладошками.)
Ловит рыбу нам на ужин.
(Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.)
7. Релаксация «Лентяи»
Цель: максимальный отдых детей; восстановление функций организма; повышение работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Оборудование: коврики для детей.
Инструкция. Исходное положение – лежа на коврике, полное расслабление туловища и конечностей.
Инструкция педагога-психолога : «Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги (пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
8. Ритуал окончания занятия «Копилка настроения»
Занятие 4
1. Ритуал начала занятия «Круг друзей»
2. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, снятие мышечного напряжения.
Инструкция. Дети по сигналу начинают двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
• один хлопок – здороваемся за руку;
• два хлопка – здороваемся плечиками;
• три хлопка – здороваемся спинками.
3. Музыкотерапия. Игра «Лечебные звуки»
Цель: положительное воздействие на определенные органы, совершенствование дыхательной функции, укрепление духа и тела.
Инструкция. Прежде чем приступить к игре, педагог-психолог рассказывает о ее правилах: исходное положение – стоя, с выпрямленной спиной; состояние спокойное, расслабленное. Делается глубокий вдох носом, на выдохе громко и энергично пропевается звук. Затем ребёнок снова делает вдох и пропевает на выдохе следующий звук. Для получения благотворного эффекта нужно пропевать эти звуки и звукосочетания в течение 10 минут.
Лечебные звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, лёгкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
ХА – помогает повысить настроение.
4. Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: расслабление пальцев рук.
Инструкция. Дети выполняют следующие движения:
Мы капустку рубим, рубим,
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз.)
Мы капустку солим, солим,
(Поочередное поглаживание подушечек пальцев.)
Мы капустку трем, трем,
(Потирание кулачка о кулачок.)
Мы капустку жмем, жмем.
(Сжимание и разжимание кулачков.)
5. Игра «Золотая рыбка»
Цель: создание положительного эмоционального фона; развитие навыков взаимодействия.
Инструкция. Дети встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь, друг к другу плечами, бедрами, ногами – это сеть. Водящий – «золотая рыбка» – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача сети – не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.
6. Самомассаж грудной клетки.
Цель: расслабление мышц грудной клетки.
Инструкция. Дети сжимают пальцы в кулачки и массажируют себя, делая движения соответственно тексту:
Я мочалочку возьму
И ключицу разотру,
И кругами, и кругами
Грудь массирую руками.
А потом, а потом
Будет весело кругом.
7. Релаксация «Водопад»
Цель: максимальный отдых; восстановление функций организма; повышение работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Оборудование: коврики для детей.
Инструкция педагога-психолога : «Дети, сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните (2–3 раза). Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове…Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает вам стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. Свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам чувствовать себя расслабленно и комфортно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
8. Ритуал окончания занятия «Копилка настроения»
Занятие 5
1. Ритуал начала занятия «Круг друзей»
2. Игра «Мое настроение»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение детского коллектива.
Оборудование: разноцветные воздушные шары (количество разноцветных шаров должно быть больше количества детей).
Инструкция. Детям предлагается выбрать воздушный шар тем цветом, который соответствует их настроению; надуть его. Можно разрисовать шары и составить коллективную композицию «Настроение группы» или украсить шарами всю группу.
3. Ароматерапия «Запах здоровья».
Цель: создание и поддержание хорошего настроения, профилактика нарушений сна.
Материалы и оборудование: эфирные масла, аромамедальоны (можно также использовать апельсиновые корки) по количеству детей.
Инструкция. Для поднятия настроения в аромамедальоны наливается смесьиз двух капель масла апельсина и масла иланг-иланг; проводится сеанс ароматерапии.
Предостережения: перед применением ароматерапии необходимо спросить у родителей, нет ли у ребёнка аллергии к используемому аромату.
4. Пальчиковая игра «Лодочка»
Цель: расслабление пальцев рук.
Инструкция.
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединённых вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)
5. Игра «Сиамские близнецы»
Цель: создание положительного эмоционального фона; развитие двигательного контроля и навыка взаимодействия со сверстниками.
Материал: бинт.
Инструкция. Дети разбиваются на пары и встают как можно ближе к своему партнеру. Педагог-психолог бинтом обматывает правую руку одного ребенка с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и т. д. Для оживления игры одному из детей можно завязать глаза.
6. Самомассаж ног «Курочки и петушок»
Цель: расслабление мышц ног.
Инструкция. Дети выполняют следующие движения:
Наседка нередко ругала цыплят:
(Поглаживание подъема ног.)
«Кончайте клеваться, кому говорят!
(Массаж щиколоток.)
Кто много клюется, тот мало клюет,
(Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.)
Кто мало клюет, тот плохо растет,
(Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.)
Кто мало растет, тот беден и худ,
(Поглаживание ноги ладонями.)
Кто худ и бессилен, того заклюют!».
(Поглаживание коленок.)
7. Релаксация «Веселые гномы».
Цель: максимальный отдых; восстановление функций организма; повышение работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Оборудование: коврики для детей.
Инструкция педагога-психолога : «Займите удобное положение. Закройте глаза. Повторяйте за мной слова. Я расслабляюсь и успокаиваюсь… Мои руки расслабленные, они словно легкое облачко… теплые, словно находятся под струей теплой воды… неподвижные. Мои ноги расслаблены… теплые… неподвижные. Мое туловище расслаблено… теплое… неподвижное. Моя шея расслаблена… теплая… неподвижная. Мое лицо расслаблено… теплое… неподвижное. Я в состоянии приятного покоя. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю и набираюсь сил. (Дети находятся в расслабленном состоянии 2-3 минуты).
Активизация. Свежесть и бодрость наполняют меня. Уходит расслабленностЬ рук… ног… туловища… шеи… лица… Мышцы мои отдохнули… Они легкие, как облачко… Я буду со всеми приветливым, буду бодрым… Мое дыхание углубляется, становится чаще… Я чувствую, как прохлада охватывает мое лицо, будто приятный ветерок обдувает меня… Я уверен в себе… Приятный холодок пробежал по шее… плечам… спине… Я словно принял прохладный освежающий душ… Чувствую, что моя кожа стала "гусиной"… По телу пробежали мурашки… Я хорошо отдохнул! Я бодр и силен! Настроение радостное! Самочувствие отличное! Я буду считать про себя от трех до одного: три – сонливость проходит, два – я потягиваюсь, один – я открываю глаза. Потягиваюсь, встаю и продолжаю свой радостный день!».
8. Ритуал окончания занятия «Копилка настроения»
Литература:
1. КиселёваМ. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – СПб. : Изд-во: Речь, 2008.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Ред. Л. М. Шипицыной //СПб. ,1998
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. // СПб. : Речь, 2003.