Екатерина Тимофеева
Смешанная дисграфия учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна, так как нарушения имеют сложную структуру, стойкий характер. И таких учащихся становится с каждым годом всё больше и больше.
У младших школьников с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, про-странственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления пред-ложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. В целом речь страдает как система.
Публикация «Смешанная дисграфия учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, ограниченный словарный запас, нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений – все это приводит к трудностям, которые испытывают учащиеся начальных классов в формировании связных высказываний.
Обследование письменной речи учащихся с ограниченными возможно-стями здоровья начальных классов показывает, что чаще всего встречается дисграфия не в чистом виде, а сочетание нескольких видов дисграфий - сложная (или смешанная) дисграфия. Поэтому коррекционно-логопедическая работа должна осуществляться над речевой системой в целом.
При обследовании письменной речи школьников вторых - пятых классов с ограниченными возможностями здоровья было выделено несколько групп детей:
А) первая группа (наиболее сложная) – дети со смешанной дисграфией : дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; фонетико-фонематическая дисграфия; оптическая дисграфия.
Как правило, в эту группу входят учащиеся вторых классов. У них выявляются ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза: пропуски букв и слогов, слитное и раздельное написание слов, отсутствие обозначения границ предложения. Например – “ходы” – холодный, “настул” – наступила.
Данные ошибки свидетельствуют о несформированности фонематического и слогового анализа и синтеза, что приводит к пропускам букв, а то и слогов. Неумение вычленять из потока речи отдельные речевые единицы приводит к слитному или раздельному написанию слов, нарушаются границы слова (“кдому”- к дому, “лептбау”- лепят бабу).
Много ошибок допускают на дифференциацию звонких – глухих парных согласных (“подом”- потом, “бешали” – бежали, “кослик”- козлик, а также на дифференциацию лабилизованных гласных (“клёква” - клюква).
Среди дисграфических ошибок встречаются перестановки букв и слогов чаще всего в словах со стечениями согласных (“дашыд” – дожди, “корвы”- ковры). Это обусловлено трудностями анализа последовательности звуков в слове.
Среди оптических ошибок наиболее распространенными являются ошибки на написание лишних элементов буквы (л-м, ш-и, т-п, х-ж, замены кинетически сходных букв (б-д, и-у, о-а). Это обусловлено недостаточным развитием зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается отсутствие дифференциации тонких движений руки, несформированность графо – моторных навыков письма.
Б) вторая группа детей – дети со смешанной дисграфией : дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия. Эту группу детей составляют учащиеся третьих и четвёртых классов, у которых в течение первого - второго класса была проведена коррекционная работа по оптической дисграфии, а также работа по уточнению и дифференциации смешиваемых звуков : (звонких-глухих согласных, гласных первого и второго ряда, твёрдых - мягких согласных, то есть работа над фонематическим слухом, фонематическим анализом и синтезом (звукобуквенным анализом и синтезом, слоговым анализом и синтезом.
Среди аграмматических ошибок наиболее распространёнными являются неправильное употребление падежных окончаний (“в ваза”, “деревы”, ошибки согласования имён существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже (“в белый шубки”, “к дальному пути”, “синиму небо” – синему небу). Выявляются трудности нахождения главного и зависимого слова в словосочетании, трудности постановки вопроса к нужному слову, что и приводит к случайному согласованию слов в предложении.
В) третья группа детей – учащиеся с аграмматической дисграфией. Это ученики пятых классов.
Становится ясно, что в течение третьего – четвёртого класса проводилась коррекционно – логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, а также по аграмматической дисграфии.
Исходя из данных наблюдений видно, что происходит поэтапная, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по устранению специфических ошибок, видна динамика развития письменной речи учащихся вспомогательной школы.
В связи с выявлением специфических дисграфических ошибок предлага-ются рекомендации по предупреждению и профилактике дисграфии. Эту работу необходимо начинать с первого класса :
• формирование правильного звукопроизношения;
• развития фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
• активизация и обогащение словарного запаса;
• развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
• развитие связной речи;
• развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
• развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления;
• формирование и развитие связной речи;
• развитие мелкой моторики, тонких движений пальцев и кистей рук, необходимых для формирования графо-моторных навыков письма.
Таким образом, своевременная поэтапная логопедическая работа, направленная на коррекцию всей речевой системы в целом, обеспечит эффективную результативность и положительную динамику при коррекции смешанной (сложной дисграфии).
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. 1991.
2. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоле-ние у младших школьников. М., 1997.
3. Яковлева Н. Н. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие. СПб. : КАРО, 2007.