Ирина Михайловна Соловьева
Слово о детской поэзии Терентiя Травнiка
▼ Скачать + Заказать документы
Детская тема занимает особое место в поэтическом наследии Терентiя Травнiка. Мир детства – неповторимый мир, раскрашенный детскими фантазиями и помогающий ребенку создавать собственные миры, удобные для проживания. Стихотворения для детей Т. Травнiка написаны простым и понятным для ребенка языком. Его стихи интересны и увлекательны для детей – это и мир игрушек «Мои игрушки», и мир домашних любимцев: «Про кота Мурлыку», «Баламут», «Ну и кошки», и мир предметов быта, одухотворенного детским воображением : «Чайник и самовар» и многие другие.
Публикация «Слово о детской поэзии Терентiя Травнiка» размещена в разделах
Образы, созданные поэтом в стихотворениях, написанных для детей, увлекают ребенка, расширяют его знание об окружающем мире, тем самым обучая, развивая и обогащая его душу. Так, в стихотворении «Листики», автор, давая детям своеобразный урок природоведения и рассказывая детям о разнообразии листочков у разных пород деревьев, учит ребенка наблюдательности, предлагает ему самому увидеть и придумать слова, которые отличают листик березки от листьев других деревьев. Известно, что в детстве Терентiй любил собирать разные листья и травы, составляя из них гербарий. Это увлечение, позже ставшее хорошим знанием о растительном мире, поэт сохраняет всю свою жизнь. Еще в студенческие годы, его называли Травником сокурсники и друзья. Это и послужило появлению, теперь небезызвестного псевдонима в литературном мире – Травнiкъ.
В стихотворении «Считалочка» Терентiй рассказывает ребятам не только о том, как называются детеныши у разных животных, но и показывает особенности детского языка и детской логики : раз «бельчонок – у беличихи», значит «лисенок – у лисихи»! А Травнi къ с любовью поправляет: «Не лисихи, а – лисицы! Будешь – первым ты учиться». В стихотворении «Мишка» умиляют две первые строки, написанные им детским языком с глубоким пониманием детской логики : «Мишка шлепает по лужам, потому что неуклюжий…» – истинно, только ребенок так может рассуждать, и в конце истории про мишку, который простудился и пьет горькую микстуру, автор завершает:
Он лежит в своей кроватке,
Под подушку спрятал лапки,
Знает Мишка: ко всему
Мёд достанется ему.
Стихотворение «Юный художник» – просто кладезь детских умозаключений и рассуждений, оно буквально «пересыпано» ими:
Я слепил из пластилина
Королевского пингвина,
Чтобы тот не вешал нос –
В холодильник жить отнес,
Вынул масло и творог
И поставил в уголок.
Читая детские стихи Травнiка не перестаешь удивляться исключительной способности мастера, почти с гениальной легкостью, воспроизводить ход рассуждений ребенка, да еще и в поэтической форме!
Детство – самая важная пора в жизни каждого человека, именно в эту «золотую пору» в психике ребенка формируется не только базовое доверие к миру, но и здоровое представление о нем, где фундаментом для гармоничного развития ребенка становится родительская любовь. Наполняя ребенка любовью, мы, таким образом, творим свободную и уверенную личность, хорошо адаптированную к преодолению непростых жизненных ситуаций. Мир детской поэзии Терентiя Травнiка наполнен яркими красками и образами детства, которые поэт сохранил в своей душе, и великодушно дарит всем детям, наполняя их сердца любовью, которую с избытком получил от своих родителей.
Природа очень мудро распорядилась, создав в жизненном цикле человека период детства. Все мы «родом из детства», детства, наполненного радостью каждого дня, беззаботностью и возможностью отдаваться любимому занятию – Игре. Её Величество Игра влияет на формирование произвольности психических процессов у ребенка: произвольного внимания и произвольной памяти, ведь в процессе игры ребенок произвольно сосредотачивает свое внимание на предметах, включенных в игровую ситуацию и ему необходимо запоминать условия игры. Именно в игре формируется особое свойство мышления, позволяющего встать ребенку на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В процессе игры приобретаются навыки общения, а необходимость подчиняться правилам игры, способствует развитию чувств и воли. Вот как важно, чтобы в период детства наши дети вволю наигрались, набегались и нагулялись. В стихотворениях «Весеннее. Детское», «Плющихинское», «Такой случай», «За жужалицами» и др., Травнiкъ рассказывает о своем детстве, и в этих историях каждый ребенок с легкостью может узнать и себя, и своих друзей. Эти стихотворения органично вписываются в детское сознание и становятся неотделимыми от самих детей. А еще эти стихи… очень добрые.
Детская поэзия Т. Травнiка – это не только удивительные стихотворения, передающие особенности детского мышления в отображении юного познания мира, но это еще и умение автора передавать поэтическим словом нюансы детского рассуждения и размышления. В забавном стихотворении «Про ёжика» наглядно представлен процесс начального формирования логического мышления у ребенка, стремления ребенка проникнуть в суть увиденного им явления:
По траве мешок ползет –
Кто-то хвою в дом несет.
И торчат от ёлки
Из мешка иголки.
Надо ё жика спросить:
Кто же это может быть?
Особых слов заслуживают колыбельные, названные «по-травнiковски» – «баиньками». Это, придуманное поэтом слово, стало ныне уже известным. «Баинька для Серафимы», «Баинька для Сони», «Баинька для Жужжи»… вот неполный список нежных баинек-песен, «пахнущих грудным молочком». Плавный ритм этих стихов успокаивающе действует на малыша, как будто раскачивается люлька: «ба-а-й – бай…», «ба-ю – бай»… Почувствуйте этот ритм в удивительном стихотворении – колыбельной, написанной Т. Травнiкомъ к первой ночи на Земле «Для девочки Таи», оно наполнено бесконечным теплом, нежностью и мелодичностью:
Маленькая Тая,
Нежная такая,
Словно льдинка, тая,
Излучает свет…
И таится в Тае
Тайна непростая,
Знает эту тайну
Дедушка Тэтэ…
Он придет к Таисии
С травами и листьями,
Спать уложит Таиньку
И споет ей "баиньку".
Таю-таю, таю-тай,
Спи, Таисья, засыпай.
«Дедушка Тэтэ» в этом стихотворении и есть детский поэт Терентiй Травнiкъ. Он и приходит «с травами и листьями» к каждому малышу на Земле и поёт для него свои добрые и волшебные колыбельные «баиньки». Наделенный композиторским даром, Терентiй Травнiкъ написал детскую колыбельную песенку «Папина баинька». В авторском исполнении (поэт хорошо играет на фортепиано и гитаре) она производит неизгладимое впечатление, и не только на детей: тембр голоса Травнiка – от природы мягкий и бархатистый, исполняющий детскую баиньку, а в конце песни, переходящий в шепот, успокаивает и уносит малыша в волшебную страну Детских Сновидений.
Искрометная, написанная с тонким юмором поэтическая история «Ёжки-Пажки» предназначена для совместного прочтения детей и взрослых. Это история из жизни… ежей. Невозможно без улыбки читать о жизни сначала одинокого, а потом семейного ежа со всеми атрибутами обустройства «ежиной семейной жизни». Что за прелесть эти «Ёжки-Пажки» Травнiка! Читая их, ребенок постигает по-доброму науку взросления, а взрослый – получает массу удовольствия от забавной истории про ежей, у которых все как у людей. Эта книга объединяет семью, создавая психологическое благополучие и для детей, и для взрослых, заряжая всю семью хорошим настроением и здоровьем.
Детская поэзия Терентiя Травнiка является не только познавательным и образовательным средством для детской души, но и оказывает верное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка, закладывая в его душу высокие духовные и нравственные идеалы дружбы, чести, достоинства и благородства. Великолепные образы, созданные в детских стихотворениях, учат ребенка любить свою Родину, беречь природу, заботиться о «братьях наших меньших» и являются своеобразными векторами дальнейшего развития будущего полноправного гражданина своей Родины. Велико влияние поэзии Т. Травнiка и на эмоциональную сферу ребенка, наполняя его радостью от того, что светит солнце, что на небе радуга, и что каждый день мир дарит ребенку свои новые тайны. Своими стихами Терентiй Травнiкъ открывает сердце ребенка для восприятия красоты окружающей природы, научает любить, ведь, как пишет сам поэт в одном из своих стихотворений, но теперь уже для взрослых «Всё, что исполнено любовью, любовью и защищено»!
Литературный критик, психолог, публицист
Ирина Михайловна Соловьева