светлана зайцева
Словесные дидактические игры по всем частям речи. Лексическая тема «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Однокоренные слова Мебель
«Найди слова - родственники»
Ожидаемый результат: дети должны знать, какие слова можно образовать от названного корня; уметь выделять в тексте однокоренные слова, объяснять их смысл.
Цели: развивать внимание, память, аналитические умения; формировать интерес к рифмованным текстам-упражнениям.
* * *
Педагог зачитывает рифмованные тексты. А дети должны отыскать в них, запомнить и перечислить родственные слова, начиная с основного. По ходу чтения дети могут откладывать фишки.
В спальне
В спальне тихо и темно.
Публикация «Словесные дидактические игры по всем частям речи, Лексическая тема „Мебель“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мебель. Все о мебели для детей
- Словесные игры
- Части речи. Конспекты уроков
- Темочки
Лишь луна глядит в окно.
Мне мешает она спать,
Светит прямо на кровать.
Как мне выспаться с луной?
Может уложить с собой?
Спальный ей достать мешок,
Чтоб укрыть ей желтый бок?
(Спать, спальня, спальный, выспаться.)
Однокоренные слова Человек, части тела
«Найди слова - родственники»
Ожидаемый результат: дети должны знать словообраз-е от названного корня; уметь выделять в тексте однокоренные слова, объяснять их смысл.
Цели: развивать внимание, память, аналитические умения; формировать интерес к рифмованным текстам-упражнениям.
* * *
Педагог зачитывает рифмованные тексты. А дети должны отыскать в них, запомнить и перечислить родственные слова. По ходу чтения дети могут откладывать фишки.
У кошки в гостях
К кошке в дом на новоселье
Пришли гости погостить.
Чинно сели все в гостиной,
Чтоб гостинцы подарить.
Завели они беседу
О погоде и делах,
О своих детишках, моде,
Огороде и цветах.
Чай попили с пирожками,
Поиграли в домино,
Пролистали все журналы,
Насмотрелися в окно.
Уходя, сказали кошке:
— Загостились что-то мы.
В выходной теперь, соседка,
Ты к нам в гости приходи.
(Гости, погостить, гостиная, гостинцы, загостились.)
Однокоренные слова Продукты
«Найди слова - родственники»
Ожидаемый результат: дети должны знать, какие слова можно образовать от названного корня; уметь выделять в тексте однокоренные слова, объяснять их смысл.
Цели: развивать внимание, память, аналитические умения; формировать интерес к рифмованным текстам-упражнениям.
* * *
Педагог зачитывает рифмованные тексты. А дети должны отыскать в них, запомнить и перечислить родственные слова, начиная с основного. По ходу чтения дети могут откладывать фишки.
Летом на кухне
Летом молодой кухарке
Так в обед на кухне жарко.
Пышет жаром от печи,
Суп, жаркое — горячи.
Чтоб кухарить целый день,
Надо сон прогнать и лень.
С настроеньем жарить, парить,
Чтоб здоровья всем прибавить.
(Кухня, кухарка, кухарить. Жар, жарко, жаркое, жарить.)
Однокоренные слова Мебель
«Найди слова - родственники»
Ожидаемый результат: дети должны знать словообраз-е от названного корня; уметь выделять в тексте однокоренные слова, объяснять их смысл.
Цели: развивать внимание, память, аналитические умения; формировать интерес к рифмованным текстам-упражнениям.
* * *
Педагог зачитывает рифмованные тексты. А дети должны отыскать в них, запомнить и перечислить родственные слова, начиная с основного. По ходу чтения дети могут откладывать фишки.
Детишки-шалунишки
Стол обеденный стоит —
Очень странный он на вид.
Разобиделся на деток,
Что столовались в обед
И в столовой без присмотра
Натворили столько бед!
Все столовые приборы
Разбросали по углам. .
Чашки, грязные тарелки
Видит он то тут, то там.
Загрустил журнальный столик —
Весь сгущенкой он обпит.
Где обедали детишки?
Ведь в гостиной он стоит.
Плачет бедная консоль —
Разъедает ее соль.
А столешница на кухне
Подняла ужасный вой!
На нее разлили масло
И рассыпали муку,
Сверху кетчупом полили
Да насыпали крупу.
Кто в столовой был в обед
И наделал столько бед?
Может, это поросята,
А совсем и не ребята?
(Стол, столик, столовая, столовые, столовались, столешница.
Обед, обеденный, обедали.
Рассыпали, насыпали.)
Связная речь Мебель
Проблемные вопросы
Дидактическое упражнение «Зачем и почему»
Ожидаемый результат: дети должны знать функциональное назначение мебели, ее качество; уметь отвечать на вопросы педагога, высказывая небольшое суждение.
Цели: развивать логику, умение высказывать суждения, делать умозаключения; формировать интерес к миру вещей, которые окружают детей каждый день.
* * *
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
Почему в небольшой комнате мебель не ставят посередине?
Почему на столе не сидят?
Зачем шкафу нужны ручки?
Зачем кровати нужен матрас?
Зачем стулу нужна спинка?
Почему на кресле сидеть удобнее, чем на стуле?
Почему у столов бывает разная форма столешницы?
Зачем в платяном шкафу много полок и перекладин?
Зачем в книжных полках делают стеклянные дверцы?
Зачем дивану нужен раскладной механизм?
На какой кухне удобнее использовать табурет? Стулья? Ку-хонный уголок?
Какая кровать удобнее в детской, если в семье два ребенка?
Почему кухонная мебель должна быть сделана из материала, который можно мыть?
Почему не всякую мебель можно мыть?
Почему определенная мебель требует специального ухода?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Мебель
Нужно комнату обставить,
Мебель по местам расставить.
Шкаф поставим у стены,
Полки книжные — в углы.
У окна диван поставим,
Кресла рядышком приставим.
Посредине — стол и стулья.
И усядемся в раздумье.
Где же разместить комод?
Этажерка здесь пройдет.
Тумбочки где разместить?
Может, что-нибудь сместить?
Мебель долго расставляли —
К вечеру совсем устали.
О чем говорится в стихотворении?
Какие предметы мебели размещали хозяева?
Почему они так устали?
Где поставили шкаф? Диван? Кресла?
Почему мебель может не поместиться в квартире?
Какого ухода требует мебель?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Старый диван
На мягком диване
Люблю посидеть
И сказку послушать, .
И песенку спеть.
Когда он разложен,
Люблю полежать
И вместе с бабулей
Немного поспать.
Гостей рассажу
На диване большом.
И каждый расскажет
О чем-то своем.
Такой он удобный,
Наш старый диван!
Поведать о многом
Он может вам сам.
Придумайте рассказ от имени старого дивана.
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Шкаф
Из предметов мебели
Выше всех шкафы.
Их в квартире несколько,
Все они важны.
Для разных книжек —
книжный шкаф,
В сервант —сервиз поставят,
Одежду сложат —в платяной,
А в кухонный расставят посуду, баночки с крупой,
столовые приборы.
Все, что в шкафах у нас лежит,
Не перечтешь ты скоро.
Для чего нужны шкафы?
Какие шкафы бывают?
Какие вещи в них хранят?
Почему шкафы удобны для хранения вещей?
Из чего делают шкафы?
Где можно купить шкаф?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Спор мебели
Сказал стул табурету:
- Ты брат мне иль не брат?
Как на тебе без спинки
На кухне все сидят?
Какой ты неудобный
И маленький совсем.
Но почему на кухне
Лишь ты и нужен всем?
И табурет ответил: - На кухне тесновато.
И для тебя, братишка,
Там места маловато.
А я под стол залезу
И людям не мешаю.
А вот зачем им кресло?
Я право же не знаю.
Давай у кресла спросим,
Зачем оно стоит?
И почему имеет
Такой надутый вид?.
Сказало гордо кресло:
- Не лезь ко мне в родню.
Ведь не с тобой на кухне —
В гостиной я стою.
На мне сидеть удобно
И можно отдохнуть,
А на подушках мягких
Немножечко вздремнуть.
Но тут семья вернулась,
И в кресло папа сел
Расслабиться немного
И отдохнуть от дел.
На табурете мама
Присела у стола,
Затеяла к обеду
Обычные дела.
А сын на стул уселся
Удобно за столом,
Чтоб порешать задачки
И погулять потом.
Для чего нужны такие предметы мебели, как стол, табурет и
кресло?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?
Из чего делают стулья, табуреты, кресла?
Почему нельзя раскачиваться на стуле?
Почему надо сидеть прямо на стуле, облокотившись на спинку?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
На кроватках ночью
Малыши все спят.
На матрасе мягком
Мирно так сопят.
Одеяло теплое
Укрывает их.
На подушке зайчик
Плюшевый затих.
Чистая простынка.
Так приятно спать!
Отдохнут малышки
И пойдут играть.
Из каких частей состоят кровати? Для чего они нужны?
Какие постельные принадлежности нужны для сна?
Чем отличаются кровати для детей и взрослых?
Почему надо утром застилать кровать?
Почему нельзя прыгать на кровати?
Почему постельное белье надо стирать?
Чем кровать отличается от дивана?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Стол
Столы есть в каждом доме,
И всем они нужны.
Для разных дел домашних
Столы всегда важны.
Обеденный — на кухне
Нас за обедом ждет,
А школьный — в детской светлой
С уроками зовет.
И небольшой журнальный —
С журналами стоит,
Компьютерный — удобно
Компьютер разместит.
Есть стол для сервировки,
Он маленький совсем.
Столы нужны для дела
В квартире каждой всем.
Какие части есть у стола?
Для чего предназначены столы?
Чем стол отличается от стула?
Почему столы имеют разную форму и размер?
Из каких материалов делают столы?
Почему на столе нельзя сидеть?
Чем можно украсить стол?
Почему обеденный стол часто накрывают скатертью?
Чем стол-парта отличается от обеденного стола?
Чем компьютерный стол отличается от журнального?
Почему на столе должен быть всегда порядок?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Полки
Висят на стенах полки,
Как маленькие шкафчики.
В них книги и посуда,
В них сувениры, вазочки.
Хранить удобно вещи,
Удобно доставать.
Под полкой можно ставить
И столик и кровать.
Висят на стенках полки,
Не занимают места.
И в комнате поэтому,
Уютно и нетесно.
Чем полки отличаются от других предметов мебели?
Почему в каждой квартире есть полки для хранения разных вещей?
Чем отличаются разные полки?
Как вещи на полке защищены от пыли?
Почему полка должна очень хорошо крепиться на стене?
Почему под полкой, которая висит низко над полом, не надо играть? Виснуть на ней?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Семейный вечер
На стене висит картина,
Ваза на столе стоит,
На диване теплом, мягком
Полосатый кот лежит.
Тикают часы в гостиной,
Папа в кресле задремал.
Он весь день с утра работал,
К вечеру совсем устал.
Мама для семьи на кухне
Ужин подает на стол.
Сын на завтра ищет книги
Учится отлично он.
В ванной плещется дочурка,
Чтоб скорее лечь в постель.
Спит на коврике у входа
Добрый пес Варфоломей.
В каких комнатах находится каждый член семьи?
Чем они занимаются?
Какие еще помещения есть в квартире?
Как проходят вечера в вашей семье?
Чтение стихов Мебель
Связная речь, ответы на вопросы
Существительные, прилагательные
Ожидаемый результат: дети должны знать предметы мебели, их функциональное назначение, сходство и разли-чие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя строчки из него.
Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.
* * *
Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их содержанию.
Наша квартира.
В нашей комнате – столовой,
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне,
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
Дидактическая игра Мебель
Предлоги
«Подскажи словечко»
Костя в комнату вошел
И поставил сок… (НА стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки… (В буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла… (СО стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля… (ПОД диван).
На портрете – Аня с бантом,
А портрет тот… (НАД сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет… (НА кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть - чуть… (НА стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы… (В кресле).
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя… (кровать)
Как приятно нашей Тане поваляться (на диване)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты (на стуле)
Не страшны морозы, если - ты сидишь … (в уютном кресле)
С пирогами чай попьем… (за обеденным столом)
Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим (в шкаф)
Дидактическая игра Мебель
Существительные
«Назови ласково»
стол – столик
стул – стульчик
кровать
кресло
диван
стенка
полка
шкаф
тумба
табурет
пуф
этажерка
сервант
комод
стеллаж
горка
буфет
прихожая
парта
пенал
раскладушка
тахта
софа
обувница
гарнитур
Дидактическая игра Мебель
Согласование существительных с числительными
«Два и пять»
Два стула - пять стульев.
стол
кровать
кресло
диван
стенка
полка
шкаф
тумба
табурет
пуф
этажерка
сервант
комод
стеллаж
горка
буфет
прихожая
парта
пенал
раскладушка
тахта
софа
обувница
гарнитур
Дидактическая игра Мебель
Существительные
«Один - много»
Один диван, а много … (диванов)
Один стол, а много … (столов)
Один стул …
Одно кресло …
Одна кровать …
Один новый диван, а много … (новых диванов)
Один деревянный стол, а много … (деревянных столов)
Одно велюровое кресло…
Один железный стул …
Одна дубовая кровать … и т. п.
Стенка полка
Шкаф тумба
Табурет раскладушка
пуф
этажерка
сервант
комод
стеллаж
горка
буфет
прихожая
парта
пенал
гарнитур
тахта софа
обувница
Дидактическая игра Мебель
Относительные прилагательные
«Из чего сделано?»
Шкаф – из дерева. Какой шкаф? – Деревянный.
Стол – из стекла. Какой стол? – Стеклянный.
Стул – из пластмассы. Какой стул? – Пластмассовый.
Кресло – из кожи. Какое кресло? – Кожаное.
Диван из велюра - …
Мебель из пластика - …
Стол из металла
Подставка из железа
Из дуба
Из сосны
Из ткани
Из плюша
Из соломы - какая? (соломенная)
Из ротанга - какая? (ротанговая)
А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)
стул стол пенал
кровать кресло гарнитур
диван стенка раскладушка
полка шкаф
тумба табурет
пуф этажерка
сервант комод
стеллаж горка
буфет прихожая
парта тахта
софа обувница
Дидактическая игра Мебель
Существительные
«Четвёртый - лишний»
Яблоко, апельсин, ананас, диван.
Кресло, кровать, помидор, стул.
Учитель, стол, повар, врач.
Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.
Нос, рот, кровать, уши.
Лиса, волк, кресло, медведь
Тапки, кроссовки, табурет, туфли.
Шапка, кровать, шляпа, косынка.
Платье, пальто, шкаф, брюки.
Дуб, береза, сосна, кресло
Кастрюля, сковорода, дуршлаг, диван
Телевизор, холодильник, буфет, микроволновая печь
Полка, плащ, свитер, юбка
Стенка, стол, кровать, стулья, сервант
(лишнее — кровать, она стоит в спальне, а всё остальное — в столовой);
Полка, буфет, тумбочка, кастрюля
(лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).
Дидактическая игра Мебель
Прилагательные от назначения
«Скажи, какой?»
Стол для обеда - какой? (обеденный)
Стол для журналов - какой? (журнальный)
Стол, за которым пишут - какой? (письменный)
Стол для компьютера - какой? (компьютерный)
Шкаф для книг - какой? (книжный)
Шкаф для посуды - какой? (посудный)
Шкаф для одежды - какой? (платяной)
Тумба для обуви - какая? (обувная)
Тумба для белья - какая? (бельевая)
Полка для обуви (какая) – обувная
Для кухни
Для угла
Для женского туалета
Для школьников – школьный
Для детей – детский
Для телефона
Прилагательные от глаголов
«Скажи, какой?»
Горку собирали- какая? (сборная)
Диван обшивали – обшитый
Обивали - обитый
Скручивали – скрученный
Клеили – кленный, склеенный
Навешивали - навесной
Встроили - встроенная
Из корпусов – корпусная
Из модулей - модульная
Дидактическая игра Мебель
Приставочные глаголы
У, в, вы, с, до, над, от, по, под, пере, при (пре, за, о (об, рас, про, недо.
Крутить (в, вы, с, до, над, от, по, под, пере, при (пре, за, о (об, рас, про, недо).
Нести (У, в, вы, с, до, от, по, под, при, пере, при (пре, за, о (об, рас (раз, про, недо).
Ставить (У, в, вы, до, над, от, по, под, пере, при (пре, за, о (об, рас, про, недо).
Красить (вы, с, до, по, под, пере, за, о (об, рас, про, недо).
Купить (вы, с, до, от, под, пере, при (пре, за, рас, недо).
Мебель
Физминутка
Вот я в комнату вошёл, (ходьба на месте)
Выключатель я нашёл! (поднять руку вверх)
Чем бы мне себя занять? (пожать плечами)
Буду мебель я считать! (движение рукой)
ПОЛЕЖАЛКИ на кровати, (руки под щекой)
ПОСИДЕЛКИ на софе, (сложить руки перед грудью)
ПОПРЫГУШКИ на диване, (прыжки)
ПОБЕЖАЛКИ на ковре (бег на месте)
Мама в комнату зашла, (ходьба на месте)
Мигом папу позвала (движение рукой)
Я теперь считаю мебель (движение правой рукой,
как -будто что-то пересчитываем)
В уголке, возле стола.
Загадки «Мебель»
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы. (Стул)
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я… (Сервант)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка)
Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать)
Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились. (Обувная полка)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать. (Кресло)
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул)
С ногами, а без рук,
С боками, а без бедер,
С сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. (Кресло)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется …. (буфет)
Меня в комнате
Всякий приметит,
А открыв меня,
Зиму и лето встретит. (Шкаф)
Дидактическая игра Мебель
Словообразование существительных в превосходной степени, с уменьшительно – ласкательным суффиксом
«Маленький, большой, ещё больше»
Стул – стульчик – стулище.
Диван – диванчик – диванище.
Шкаф – шкафчик – шкафище.
Стол – столик – столище.
Кровать – кроватка – кроватища.
Табуретка – табуреточка – табуретища.
Пенал
кресло
гарнитур
стенка
полка
тумба
пуф
сервант
комод
стеллаж
горка
буфет
прихожая
парта
тахта
софа
обувница
этажерка
раскладушка
Дидактическая игра Мебель
Прилагательные
«Скажи наоборот»
Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
Стул большой, а стульчик - …
Табурет жёсткий, а диван - …
Шкаф высокий, а тумбочка - …
Кровать широкая, а кресло - …
Шкаф открытый, а сервант -…
Обувница грязная, а полка - …
У табурета ножки тонкие, а у шкафа - …
Стенка длинная, а комод -…
Буфет тяжёлый, а табурет -…
Дидактическая игра Мебель
Развитие мышления
Игра «Да — нет».
Быстро дайте ответ, так бывает или нет?
Котенок спит в кроватке, а Катя — на полу.
Мы ложимся спать в кровать, а котенок — под кровать.
Чашки ставлю я на пол, ноги я кладу на стол.
Ложки положу на стол, ноги спрячу я под стол.
Сяду я на винегрет, буду кушать табурет.
Сяду я на табурет, буду кушать винегрет.
Дидактическая игра Мебель
Подбор прилагательных
«Скажи, какой бывает?»
Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая…
Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …
Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …
Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т. д.
Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый.
Дидактическая игра Мебель
Существительные, части
Отгадай целое по его частям
У него есть: четыре ножки и столешница. Что это? (стол)
…спинка, 2 подлокотника, широкое сиденье, 4 ножки -… (диван)
…дно, стенки, полки, дверцы, крышка -(шкаф)
Вариант
«Определи целое по части».
Ребёнку показывают отдельные части мебели : сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его остальные части.
Вариант
«Опиши предмет».
Дети по устному описанию определяют предмет. Угадавший получает картинку с изображением этого предмета.
Вариант
«Назови части предмета».
Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки: шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки, ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.
Дидактическая игра Мебель
Предлоги
"Спрячь мячик"
Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.
Оборудование: мяч
Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
Вариант
«Котёнок»
Педагог показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Педагог прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле»; «Котенок в шкафу» и т. д. Затем педагог тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит задание, педагог спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения.
Например: «Что сделал Саша?» – «Саша посадил котенка под стул».
«Что сделала Маша?» – «Маша вытащила котенка из-под стула».