Алана Тегетаева
Конспект занятия «Скульптура малых форм «Осетинский джигит и девушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству, к скульптуре.
Формировать представления о том, кто такой скульптор и из каких
материалов может быть выложена скульптура : глина,камень, гипс, дерево, фарфор, стекло, кость.
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя при рассматривании фигур человека и национального осетинского костюма образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет,характерные детали,позы, движения и др.)
Публикация «Конспект занятия „Скульптура малых форм „Осетинский джигит и девушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Расширять словарный запас по теме НОД новыми словами Совершенствовать умение использовать в речи простые и сложные продолжения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме. Продолжать формировать культуру речевого общения.
Воспитывать интерес к искусству родного края. Расширять и уточнять знания детей об особенностях жизни, традициях, культуре осетинского народа. Прививать любовь к Родине и своему народу. Формировать чувства гордости за свою малую родину.
Воспитатель:
К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей и улыбнемся им.
Ребят, скажите пожалуйста, как называется республика в которой мы живем? А город? Северная Осетия – край белоснежных гор, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
А кто нибудь мне прочитает стихотворение про нашу Родину?
Я в Осетии живу
И свой край родной люблю
Дружный, добрый нам народ
В праздник пляшет и поет
Восп: Как красиво описал Коста Хетагуров свой народ и край. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ.
Ребят, я недавно ходила в музей изобразительных искусств, видела много экспонатов,живописных картин, игрушек и скульптур малых форм. Больше всего мое внимание привлекли две маленькие скульптуры, которые я решили принести с собой и поделиться этой красотой с вами.
Что это, дети? (скульптуры) Из чего изготавливают скульптуры (мрамор, камень, кость, метал, стекло и глина,дерево….) а наши скульптуры изготовлены из чего?
«Кто из камня и гранита.
Высекает образ скрытый?
И из глины слепит то,
Что не ведает никто.» (скульптор)
Воспитатель: Правильно ребята эти скульптурки делает скульптор.
Работа скульптора интересна и трудна. Сколько надо приложить усилий, труда, любви, таланта, чтобы фигурки получились такие красивые и интересные, такие выразительные. Работа скульптора– это искусство, которое учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в окружающей нас жизни прекрасного, удивительного и интересного.
А что мы видим на наших скульптурах, на осетинском джигите и девушке? Джигитами называются храбрые юноши, мужчины. Национальная одежда – такой же символ нации, как язык, вера, обычаи. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. А еще надо подметить то, что наш джигит и девушка одеты в белых нарядах, а значит празднично. Потому что белый цвет символизирует праздник, а все остальные цвета могли носить и в повседневной жизни.
Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда осетин - от головных уборов до обуви - изготовлялась женщинами.
Поговорим сначала о джигите, во что он одет? Начнем с головы, что видим на голове (папаха).
Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха ("улдзарм худ") - высокая шапка из шкурки барашка.
Башлык (басылыхъ) шарф и капюшон в одном.
Бешмет ("куырт") - это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии. Длина бешмета доходила до колена.,
Черкеска ("цухъхъа") - верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету,но без воротника и с открытой грудью
Бурка традиционная верхняя одежда мужчин (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, Длинная бурка заменяла всаднику в походе и дом и постель. Укутавшись буркой и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно было даже уснуть в холод.
Газыри ("брцыт") были первоначально футлярами для пороховых зарядов.
Штаны ("хлаф")
Мужской пояс (ирон рон) к которому прикреплялся кинжал (хъама)
Бурка
Ичиги -кожаные сапоги на мягкой подошве имеющей форму сапог. Ичиги делали из чёрной козлиной кожи.
Перейдем теперь к одежде девушки.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Верхней одеждой был длинный бешмет, без воротника.
Основными элементами женского праздничного костюма являлись
Шаль - большой платок.
рубаха, кафтанчик,
Длинное распашное платье (разгом къаба)
Пояс (камари,
Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки ("гънджыт", которые пришивались на платье или кафтанчик
Корсет (хлынкрц)
обувь (къахы дарс).
Посмотрите как стоит джигит, с серьезным видом и в тоже время есть улыбка на лице, он дает понять девушке, что не против с ней станцевать и вызывает ее на танец. А девушка не глядя ему в глаза,поняла его заинтересованность и тоже не против с ним станцевать. Вот они плавно выходят друг к другу. Девушка демонстрирует свое изящество, грациозность и хорошую осанку.
Ребята, а давайте и мы с вами немного потанцуем.
Физминутка
Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Къах сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.
Къахта згъорынц,, згъорынц згъорынц! /бегут.
Къахта,къухта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.
Стих.
Сюрпризный момент
Воспитатель:
Мы живем в горах северной осетии
И танцуем танец хонга лучше всех на свете
Начинается музыка и танец
Воспитатль: Похлопали нашим гостям и нашим артистам
Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что больше всего понравилось?