Папки-передвижки

Сказкотерапия в оздоровлении учащихся.

олеся копылова
Сказкотерапия в оздоровлении учащихся.
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия в оздоровлении учащихся

Вхождение детей в школьную жизнь, адаптация к ней и дальнейшее обучение, как правило, связано со многими трудностями. В основном, внимание родителей и педагогов обращено лишь на успешность (или не успешность) младшего школьника в овладении теми или иными знаниями. Однако не менее важным моментом в развитии ребенка является его эмоциональное благополучие, наличие друзей, возможности проявить себя не только в учебе, но и во внеурочной деятельности. Гармония личности в целом – это и равномерное развитие физической, интеллектуальной, эмоциональной, а также духовно-нравственной сфер. Развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы, умело взаимодействовать с ним. Как правило, насыщенность учебной программы не позволяет педагогам в достаточной мере уделять внимание этим вопросам. Поэтому нередко у учащихся наблюдается снижение общей успеваемости, учебной мотивации, связанное с внутренним состоянием эмоционального дискомфорта, проявление агрессии во взаимоотношениях с одноклассниками, перекладывание ответственности на других или на обстоятельства, решение проблем с позиции силы и т. д. В таких случаях дети нуждаются в помощи.

Публикация «Сказкотерапия в оздоровлении учащихся,» размещена в разделах

Одним из направлений психолого-педагогической работы по гармонизации личности ребенка с целью его социализации и адаптации к школьным требованиям является сказкотерапия. Этот метод актуален сегодня, так как именно в сказке можно найти целый перечень человеческих проблем и образные способы их решения. При помощи сказок у ребенка появляется возможность увидеть себя и свое поведение глазами других детей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, осознать и усвоить новые формы поведения, приобрести необходимые навыки и умения общения. Кроме того, сказка может являться сильнейшим эмоционально насыщенным нравственным уроком и относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

Сущность сказкотерапии.

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т. к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.

Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. "Сказкотерапия - это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны" .

Исходя из вышесказанного сказкотерапия - это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур".

Как справедливо указывает сама Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры:

притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т. Д. Зинкевич – Евстегнеевой) :

• художественные

• дидактические

• медитативные

• психотерапевтические

• психокоррекционные

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

• Бытовые сказки.

Сказки о преобразовании, трансформации.

• Страшные сказки.

• Волшебные сказки.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Сказкотерапевтические методы.

По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

• Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

• Сочинение сказки.

• Изготовление кукол.

• Постановка сказки.

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Взрослый и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Метод «Рисование сказки»

После прочтения сказку можно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии : изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г. ,любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Метод «Песочная терапия»

Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников.

Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений.

Самое большее, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

Неопределенность места действия и главного героя.

«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка дает понять, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий происходящих в сказке.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку может воспринять по-другому.

Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать его более сильным и мудрым. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам. Формируется закон жизни – как ты относишься к Миру, так и он отнесется к тебе.

Наличие тайны и волшебства.

Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психологического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапии помогает ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствует интеллектуальному развитию. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом. Велико значение сказки для поддержания душевного мира. Сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития. Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Исходя из вышесказанного, сказка – важное значимое здоровьесберегающего средство.

Давайте придумаем добрые сказки,

Добавим им крылья и яркие краски:

Красную – дружба, любовь и забота,

Синюю – ум, терпеливость, работа,

Белую – смелость, надёжность и верность,

Жёлтую – мудрость, зелёную – честность.

Сказки на крыльях любви полетят,

И детские души от зла защитят.

Давайте все вместе прочтём эти сказки,

Увидим в них чудо, услышим подсказки,

И станем, быть может, чуть-чуть мы

Мудрее, красивее, чище и здоровее!

Публикации по теме:

«Индивидуально-дифференцированный подход в оздоровлении детей раннего возраста». Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается.

Использование здоровьесбегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников План самообразования «Использование здоровьесбегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Инструктор по.

Хвойная терапия в оздоровлении детейХвойная терапия в оздоровлении детей Состояние здоровья наших детей - показатель здоровья всей нашей нации. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия.

Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье Мастер-класс. Воспитатель Бибаева Е. П. Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье. Дата Форма прове.

Консультация для педагогов «Значение и применение дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников» Тема: «Значение и применение дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

План по самообразованию «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников» «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Хочешь быть здоровым.

Сказкотерапия Сказкотерапия- это система творческого равития,коррекция и адаптация личности, которыми я пользуюсь в работе. Она синтезирует наиболее эффективные.

Сказкотерапия Сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Рекомендации для родителей и воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в оздоровлении учащихся.
Опубликовано: 30 июля 2017 в 19:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в оздоровлении учащихся.» (включая файлы) размещена пользователем олеся копылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД