Шиняева Екатерина
Сказкотерапия с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание.
Темочки:
Развитие детей с ОВЗ происходит особым образом и подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных подходов является применение сказкотерапии.
Сказкотерапия- означает «лечение сказкой». Как пишет ученый Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Сказкотерапия ненавязчиво передает через сказки определенные знания, помогает развивать фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.
Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
Занятия детьми ОВЗ по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе с взрослыми, но и самостоятельно.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, соприкосновение с театральным искусством. Детям предоставляется возможность окунуться в чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Различные методы драматизации на занятиях сказкотерапии (театр на ладошке, пальчиковый театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки, костюмированные представления по известным сказкам, театр на столе) оказывают огромное влияние на развитие коммуникации в детей с ОВЗ. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Основные виды сказок для детей с (ОВЗ) дошкольного возраста:
1. Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.