Ирина Пашковская
Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Сухомлинский В. А.)
Наше будущее – это наши дети. В наш интенсивный информационный век проблема здоровья – это проблема номер один.
По словам древнегреческого философа Сократа «Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто!»
Публикация «Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Перед дошкольным учреждением стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья воспитанников, т. е. разработка мер по здоровьесбережению. На современном этапе образование предъявляет к детям дошкольного возраста достаточно высокие требования. Ни для кого не секрет, что для осмысления информации, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы. Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная перегрузка создает опасность для возникновения у дошкольников эмоционально–личностных проблем. Даже успешные с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к учебной деятельности. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость. Поэтому возникает необходимость активно и эффективно использовать в здоровьесберегающие технологии.
Сказкотерапия – любимый детьми жанр, помогает решить данную проблему. Сказкотерапия несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья дошкольников имеют чтение сказок или сказка в музыке (М. Коваль – детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев – балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк»; П. Чайковский – балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и др.).
Сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития. Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников образовательного процесса, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.
Цель сказкотерапии – решение коррекционных, развивающих, дидактических, терапевтических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающей непосредственно образовательной деятельности. Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия. Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны – она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у ребенка целостное мышление. В сказках часто используются волшебные предметы и помощники, оберегающие героев, придающие уверенность в собственных силах. В сказках добро всегда побеждает зло. В сказке герои обычно распределяют обязанности между собой. Каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех. Данный пример – хорошее средство воспитания и обучения. Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.
• Анализ сказки направлен на осознание, интерпретацию того, что
находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением героя. Основная задача педагога – так спроектировать вопросы, чтобы они подталкивали детей к осмыслению, размышлению, а не фиксировали результат вспоминания информации.
• Рассказывание сказки может быть индивидуальным или предлагаться
группе детей. При этом вспомнить и рассказать сказку можно от имени любого героя.
• Сочинение сказки. Для усвоения учебной информации воспитанники
индивидуально или совместно составляют тематические сказки (по плану педагога, по теме НОД или по самостоятельному выбору, для решения проблемных ситуаций, возникающих в детском коллективе, могут составляться личностные сказки с использованием метафор. Так же используются сказки, составленные педагогами или совместные детско– взрослые сказки (воспитатель–ребенок, психолог–ребенок, родитель–ребенок).
• Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать
постановку сказки, можно проиграть ее с помощью кукол или показать отдельные эпизоды с помощью пантомимы. Данная деятельность дает детям возможность прочувствовать эмоционально значимые ситуации, а также способствует творческому перевоплощению.
• Рисование по мотивам сказки. Рисование дает возможность
целостного восприятия информации, материализует мысли и эмоции.
Педагог-психолог Пашковская И. А.