Энже Сабирова
Консультация для родителей «Сказкотерапия: лечение детской души»
«Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на котором они лучше отзываются - на языке детской фантазии и преображения» Д. Бретт
Для маленького ребёнка мир является огромным, неизведанным и по мере взросления с ним происходят новые события, которые требуют решения определённых задач. Часто ребёнок в этих ситуациях испытывает растерянность, тревожность, страхи, поскольку не знает как действовать.
Некоторые родители в таких случаях пытаются поговорить с ребёнком напрямую, задают ему вопросы, но зачастую это не приносит результата, поскольку малыш еще не умеет анализировать свои чувства и тем более говорить о них.
Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия: лечение детской души“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Отличным помощником в преодолении этих трудностей может стать терапевтическая сказка, которая описывает похожие ситуации и чувства, возникающие у ребёнка в этих ситуациях. Такая "волшебная" сказка не только помогает лучше понять себя и окружающий мир, но и учит находить внутренние ресурсы, подсказывает разные варианты и способы выхода из сложных жизненных обстоятельств.
Даже если ребёнок хорошо читает, важно, чтобы эти сказки читал ему взрослый. В этом случае содержание сказки автоматически одобряется взрослыми и разрешается для обсуждения.
Так же их можно не только читать, но и рассказывать в соответствующих ситуациях (например: «Я знаю историю об одной девочке, которая…»). Сказку можно переделывать или сочинять самим, чтобы она лучше подошла для решения конкретной проблемы ребенка. Например, ребёнку, который начинает ходить в детский сад, можно рассказать сказку о том, как маленький медвежонок пошёл в лесной садик, как ему сначала было грустно и тяжело без мамы (подробно описав, что именно чувствовал мишка, оказавшись в новой жизненной ситуации), и том, как ему понравилась добрая воспитательница, как он подружился с зайчиком, и какие там игрушки были интересные(то есть подчеркнуть все преимущества детского сада и описать радостные чувства, которые они приносят).
Читая или рассказывая сказку, необходимо с вниманием наблюдать за реакцией ребенка: если он замер и слушает, то это актуально для него, а если вертится и не слушает, то не актуальна или сложна для понимания. Иногда бывает так, что тема, наоборот, слишком болезненная и напоминание о ней вызывает отторжение.
Во время чтения сказки можно поинтересоваться у ребенка о его мнении относительно текущего сюжета. Ребёнок может что-либо добавить или изменить, возразить несогласие с мнением героя и т. д.
После прочтения/ рассказа необходимо обсудить сказку, соблюдая два важных правила:
1. Ни одно из размышлений ребёнка не должно подлежать оценке или осуждению, необходимо дать ему возможность высказать все свои мысли, вызванные этой сказкой.
Нельзя говорить «правильно/неправильно», можно лишь сказать: «мне кажется, этот герой…» и т. п.
2. Нужно по-возможности передать активную роль в обсуждении самому ребёнку, чтобы он сам задавал вопросы, а взрослый активно отвечал на них.
Если ребёнок устал, то не нужно затягивать общение, для некоторых детей длительная эмоциональная активность сложна. Лучше вернуться к обсуждению позже.
Еще одним интересным вариантом терапевтической работы может быть совместное сочинение сказки взрослого и ребёнка. Здесь возможно использование игрушек.
Очень полезным после обсуждения будет рисование иллюстрации к этой сказке. Особенно, если взрослый тоже принимает в этом участие и рисует свой рисунок. Рисование здесь выступит закрепляющим фактором и при необходимости расслабит и успокоит ребёнка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
Помимо этого ребёнок выберет наиболее значимый сюжет и рисунок будет показателем реакции ребёнка на сказку. Можно обсудить с ним рисунок, внимательно рассматривая все детали.
Таким образом, сказка может стать лекарством для детской души. Сказкотерапия - очень бережный метод, эффективный и доступный всем, поэтому её могут применять не только психологи, но и родители, и педагоги.