МААМ-картинки

Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Клочкова
Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья.

Подростковый возраст это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Публикация «Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Подростковый возраст это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение ответить: "Кто Я?", "Откуда пришел?" и "Куда Я иду?" В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей, которые предстоит решить подросткам с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ наблюдается своеобразное формирование личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей подростков с ограниченными возможностями здоровья формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности.

История самостановления - это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь "героя", проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в психокоррекционной работе с подростками с ОВЗ, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на опыт других "героев".

Работа специалистов РЦ «Виктория» с подростками с ОВЗ с применением сказкотерапии осуществляется в процессе проведения групповых занятий.

Оптимальное количество участников в группе 8-12 человек.

В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.

Упражнение "Волшебная поляна».

Ведущий: Мы оказались на волшебной поляне. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня". Например: "Я Королева. Я люблю свое королевство. Я сильная и всемогущая. У меня много друзей. Я хотела бы, чтобы у меня была волшебная палочка".

На сказкотерапевтических занятиях с подростками использую зеркало. В древних философских концепциях зеркало символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь ("Алиса в зазеркалье") и поэтому оно может быть частью ритуала "перемещения" в волшебную страну. Ведущий: Чтобы попасть в сказочную страну, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: "Я хороший друг", "Я красивая", "Я сильный" и др. Это пароль для входа.

Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при "входе" называется новое достоинство.

У некоторых подростков с ОВЗ повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру «Замок воина» (каждая группа подростков, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. В процессе игры нельзя разговаривать друг с другом, постараться найти способы взаимодействия между собой).

Для того чтобы человеку справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В упражнении "Сон воина" мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего, развиваем навыки саморегуляции и релаксации, закрепляем приемы формирования целеполагания.

Таким образом, сказкотерапия, является одним из средств образования связей между сказочными событиями и поведением подростка с ОВЗ в реальной жизни. Сказкотерапия способствует расширению самопознания подростков, развитию его психических процессов, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я», повышая самооценку.

Источники:

1. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" Н. А. Сакович, Минск 2003 г.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. -М. :2007

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 30 января 2020 в 08:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Клочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД