Ольга Клочкова
Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья.
Подростковый возраст это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Публикация «Сказкотерапия, как средство формирования личности подростка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Подростковый возраст это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение ответить: "Кто Я?", "Откуда пришел?" и "Куда Я иду?" В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей, которые предстоит решить подросткам с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ наблюдается своеобразное формирование личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей подростков с ограниченными возможностями здоровья формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности.
История самостановления - это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь "героя", проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в психокоррекционной работе с подростками с ОВЗ, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на опыт других "героев".
Работа специалистов РЦ «Виктория» с подростками с ОВЗ с применением сказкотерапии осуществляется в процессе проведения групповых занятий.
Оптимальное количество участников в группе 8-12 человек.
В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.
Упражнение "Волшебная поляна».
Ведущий: Мы оказались на волшебной поляне. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня". Например: "Я Королева. Я люблю свое королевство. Я сильная и всемогущая. У меня много друзей. Я хотела бы, чтобы у меня была волшебная палочка".
На сказкотерапевтических занятиях с подростками использую зеркало. В древних философских концепциях зеркало символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь ("Алиса в зазеркалье") и поэтому оно может быть частью ритуала "перемещения" в волшебную страну. Ведущий: Чтобы попасть в сказочную страну, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: "Я хороший друг", "Я красивая", "Я сильный" и др. Это пароль для входа.
Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при "входе" называется новое достоинство.
У некоторых подростков с ОВЗ повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру «Замок воина» (каждая группа подростков, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. В процессе игры нельзя разговаривать друг с другом, постараться найти способы взаимодействия между собой).
Для того чтобы человеку справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В упражнении "Сон воина" мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего, развиваем навыки саморегуляции и релаксации, закрепляем приемы формирования целеполагания.
Таким образом, сказкотерапия, является одним из средств образования связей между сказочными событиями и поведением подростка с ОВЗ в реальной жизни. Сказкотерапия способствует расширению самопознания подростков, развитию его психических процессов, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я», повышая самооценку.
Источники:
1. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" Н. А. Сакович, Минск 2003 г.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. -М. :2007
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991