Анна Хуссейн
Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
Добро пожаловать в сказку! Сказкотерапия.
Подготовила:
педагог-психолог ПМПК
Хуссейн А. Б.
Донецк, 2019
СЛАЙД 2.
На одной далекой планете Образования и науки жили грустные нарушения психического, речевого, эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Волшебники королевств Психологии, Педагогики и Логопедии день и ночь трудились во благо своих подданных – замечательных малышей. Что только не придумывали они ради развития и здоровья детей : всевозможное дыхание для говорливых и не очень, психогимнастику, открывали волшебные миры сказки и ярких цветов хромотерапии!
Публикация «Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
СЛАЙД 3.
Принцесса Сказкотерапия, одна из здоровьесберегающих технологий, трудилась не менее остальных. Она летала по островкам и старательно выявляла психическое развитие ребенка (ЗПР, отношение к себе и окружающим (нарушения коммуникативной сферы, скрытые мотивы поведения (СДВГ). Пробуждала фантазию и образное мышление (для детей с ЗПР, освобождала от стереотипов и шаблонов (для детей с нарушениями коммуникативной сферы, давала простор творчеству.
Сказкотерапия была совершенно уверенна, что эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.
Развивала самосознания ребенка и обеспечивала контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
СЛАЙД 4.
С детьми с задержкой психического развития Сказкотерапия использовала простые, хорошо знакомые сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т. д.
Сюжет сказки выбирала интересный, который вызвал эмоциональный отклик у детей. Давала возможность использования элементов сюжета.
При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:
• Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.
• Групповое рассказывание сказок.
• Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
• Групповое придумывание сказки.
СЛАЙД 5.
Сказка «Репка».
Сказкотерапия знала, что восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство помогала ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать.
Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность.
В восприятии художественного произведения дошкольник не эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.
СЛАЙД 6.
Сказка каждый раз помогала ребёнку самосовершенствоваться, активизировала различные стороны мыслительных процессов.
У детей повышалась речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогало ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствовалась выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширялся словарный запас.
СЛАЙД 7.
Дальше Сказкотерапия летела к детям, испытывающим сложности в коммуникативной сфере. Там она учила преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. И делала это, «проживая сказку» вместе с ними. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций давали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
СЛАЙД 8.
Здесь были необходимы следующие правила:
• Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
• Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
• Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
• Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
СЛАЙД 9.
Сказкотерапия очень любила малышей, поэтому выясняла, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр., и включала его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для развития коммуникации.
Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, Сказкотерапия проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом ей помогали выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
Очень внимательно она относилась к настроению ребенка. Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
СЛАЙД 10.
А чтобы занятия проходили гладко, Сказкотерапия следовала специальной сказочной структуре :
• Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
• Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
• Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.
• Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
• Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
• Подведение итогов.
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, психолог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на продуктивную работу.
СЛАЙД 11.
На следующем островке жили ОЧЕНЬ активные дети. То и дело, они бегали, кричали и безобразничали. У гиперактивных, импульсивных детей возникали трудности концентрации и поддерживания внимания, появлялись сложности с обработкой информации и стимулов, нарушения обучения и памяти.
Здесь Сказкотерапия придумывала разные варианты использования сказок : использование специально созданных сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.
Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения.
Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.
СЛАЙД 12.
Создавая психокоррекционные сказки, Сказкотерапия искала скрытую причину «плохого» поведения. Обнаружилось, что их, в основном, пять:
1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке появлялись положительные способы привлечения внимания.
2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. Здесь Сказка говорила о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.
3. Малыш желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке возникает указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.
4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5. У него не сформировано чувство меры. Психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).
СЛАЙД 13.
Окунаясь с детворой в сказочный мир, Сказкотерапия использовала различные приемы:
• слушание и запоминание сказок;
• придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
• придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
• моделирование сказок;
• рисование сказок;
• инсценирование сказок;
• развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Она поняла, что необходимо обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).
СЛАЙД 14.
ЭПИЛОГ…
Занимаясь с детьми, имеющими самые различные нарушения, Сказкотерапия поняла, что она не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Дети испытывают различные трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, образов, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно – обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… (Сергей Королев).