МААМ-картинки

Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий

Анна Хуссейн
Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

Добро пожаловать в сказку! Сказкотерапия.

Подготовила:

педагог-психолог ПМПК

Хуссейн А. Б.

Донецк, 2019

СЛАЙД 2.

На одной далекой планете Образования и науки жили грустные нарушения психического, речевого, эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Волшебники королевств Психологии, Педагогики и Логопедии день и ночь трудились во благо своих подданных – замечательных малышей. Что только не придумывали они ради развития и здоровья детей : всевозможное дыхание для говорливых и не очень, психогимнастику, открывали волшебные миры сказки и ярких цветов хромотерапии!

Публикация «Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

СЛАЙД 3.

Принцесса Сказкотерапия, одна из здоровьесберегающих технологий, трудилась не менее остальных. Она летала по островкам и старательно выявляла психическое развитие ребенка (ЗПР, отношение к себе и окружающим (нарушения коммуникативной сферы, скрытые мотивы поведения (СДВГ). Пробуждала фантазию и образное мышление (для детей с ЗПР, освобождала от стереотипов и шаблонов (для детей с нарушениями коммуникативной сферы, давала простор творчеству.

Сказкотерапия была совершенно уверенна, что эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Развивала самосознания ребенка и обеспечивала контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

СЛАЙД 4.

С детьми с задержкой психического развития Сказкотерапия использовала простые, хорошо знакомые сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т. д.

Сюжет сказки выбирала интересный, который вызвал эмоциональный отклик у детей. Давала возможность использования элементов сюжета.

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

• Групповое рассказывание сказок.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

• Групповое придумывание сказки.

СЛАЙД 5.

Сказка «Репка».

Сказкотерапия знала, что восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство помогала ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать.

Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность.

В восприятии художественного произведения дошкольник не эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

СЛАЙД 6.

Сказка каждый раз помогала ребёнку самосовершенствоваться, активизировала различные стороны мыслительных процессов.

У детей повышалась речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогало ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствовалась выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширялся словарный запас.

СЛАЙД 7.

Дальше Сказкотерапия летела к детям, испытывающим сложности в коммуникативной сфере. Там она учила преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. И делала это, «проживая сказку» вместе с ними. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций давали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

СЛАЙД 8.

Здесь были необходимы следующие правила:

• Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

• Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

• Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

• Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

СЛАЙД 9.

Сказкотерапия очень любила малышей, поэтому выясняла, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр., и включала его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для развития коммуникации.

Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, Сказкотерапия проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом ей помогали выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.

Очень внимательно она относилась к настроению ребенка. Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.

СЛАЙД 10.

А чтобы занятия проходили гладко, Сказкотерапия следовала специальной сказочной структуре :

• Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

• Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

• Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.

• Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.

• Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.

• Подведение итогов.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, психолог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на продуктивную работу.

СЛАЙД 11.

На следующем островке жили ОЧЕНЬ активные дети. То и дело, они бегали, кричали и безобразничали. У гиперактивных, импульсивных детей возникали трудности концентрации и поддерживания внимания, появлялись сложности с обработкой информации и стимулов, нарушения обучения и памяти.

Здесь Сказкотерапия придумывала разные варианты использования сказок : использование специально созданных сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.

Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения.

Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.

СЛАЙД 12.

Создавая психокоррекционные сказки, Сказкотерапия искала скрытую причину «плохого» поведения. Обнаружилось, что их, в основном, пять:

1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке появлялись положительные способы привлечения внимания.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. Здесь Сказка говорила о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.

3. Малыш желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке возникает указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5. У него не сформировано чувство меры. Психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).

СЛАЙД 13.

Окунаясь с детворой в сказочный мир, Сказкотерапия использовала различные приемы:

• слушание и запоминание сказок;

• придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

• придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

• моделирование сказок;

• рисование сказок;

• инсценирование сказок;

• развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.

Она поняла, что необходимо обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).

СЛАЙД 14.

ЭПИЛОГ…

Занимаясь с детьми, имеющими самые различные нарушения, Сказкотерапия поняла, что она не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Дети испытывают различные трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, образов, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно – обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… (Сергей Королев).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуговая деятельность как одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Досуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Буклеты — одна из современных форм работы с родителямиБуклеты — одна из современных форм работы с родителями Одним из компонентов развивающей среды в детском саду является работа с родителями. Так как они являются главными воспитателями своих детей.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Детский фитнес как одна из инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаДетский фитнес как одна из инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование инновационных технологий в работе инструктора по физической культуре» Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику.

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий в ДОУ Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же мы хорошо знаем,что это.

Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ (статья из опыта работы) Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие.

Презентация «Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» «Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает.

Мастер-класс «Ритмопластика как одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду» Мастер-класс Тема: «Ритмопластика, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду» АВТОР: педагог Сычева Ю. В. МДОАУ Детский.

Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООПроведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООИзменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,.

Су-Джок терапия как одна из здоровьесберегающих технологий в повседневной работе с детьми «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский[/b] «Су-Джок терапия» От состояния здоровья детей во многом зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хуссейн в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД