светлана буймер
Досуговая деятельность как одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Досуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Семья – важнейший социальный институт и основная ячейка любого социума. Общественные функции семьи многообразны: от воспроизводства населения до первичного социального контроля. Но особое значение имеет воспитательная функция семьи. Для педагога (и даже для каждого человека, хотя бы немного знакомого с воспитательным процессом) очевидна важная роль семьи в системе образования. Именно в семье закладываются основы процесса социализации, формируется базовые жизненные навыки, приобретаются и развиваются ценностные ориентиры. Семья даёт ребенку первые образцы социального поведения, примеры различных видов духовной и практической деятельности; старшие члены семьи для ребёнка становятся нравственными авторитетами. Семья, оказывая постоянное и естественное влияние на формирование личности ребёнка, органично приобщает его к культуре и опыту предыдущих поколений. Таким образом, главным институтом воспитания была и остаётся семья (несмотря на характерный для настоящего времени кризис традиционных семейных ценностей). «Семья, с одной стороны, предстает как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и системы народного образования в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей».
Публикация «Досуговая деятельность как одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Учреждения системы образования призваны помогать семье в осуществлении её воспитательных функций. Данное положение закреплено и в нормативных документах, регулирующих процесс образования. В статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» федерального закона «Об образовании в Российской федерации» подчеркивается ответственность родителей, которые «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»; при этом на органы государственной власти и местного самоуправления и образовательные организации возлагается оказание помощи родителям несовершеннолетних обучающихся «в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Действующий на основе вышеназванного закона ФГОС в числе основных принципов дошкольного образования указывает сотрудничество ДОУ с семьёй, приобщение детей (наряду с традициями общества и государства) к традициям семьи (п. 1.4).
Участие родителей в жизни ДОУ – одно из важных педагогических требований к организации дошкольного воспитания. Это условие повышения педагогической культуры родителей и оптимизации семейных взаимоотношений. Однако реализация этого принципа сталкивается с некоторыми трудностями. Задачу налаживания контактов с родителями мы-педагоги ДОУ на практике зачастую пытаемся решить формально, не творчески, сводя свою деятельность к информативной (сообщая родителям новые сведения об их ребенке и психолого-педагогические рекомендации). Причины этого называются разные: нехватка времени у педагогов, загруженность родителей, которым «некогда вникать в проблемы детского сада» и в итоге – атмосфера недопонимания. Полагая, что родители, занятые своими делами, уделяют мало внимания вопросам воспитания своих детей, вступая в контакт с папами и мамами, невольно переходим на менторский тон; и наши советы воспринимаются как инструкции, попытки учить жизни «неразумных» взрослых. Родители же воспринимают такое общение без должного внимания, невольно сопротивляясь оказываемому на них давлению с высоты педагогических авторитетов («мы лучше знаем, как воспитывать нашего ребёнка»). В результате – не установление контакта, а отчуждение обоих важнейших субъектов воспитательного процесса, сведение взаимодействия между ними к сугубо формальному, в основном в интересах гигиены и здоровья детей, а не их личностного развития. В этих условиях велика вероятность неудачи попыток работников ДОУ привлечь родителей к активному участию в жизни воспитательного учреждения.
Выход из данной ситуации – в переходе к более эффективным формам работы педагогов ДОУ с родителями. Типичной малоэффективной формой являются родительские собрания (они представляют собой пример одностороннего общения – воспитатель говорит, родители пассивно воспринимают, редко задают вопросы, которые касаются в основном только их собственных детей). То же может касаться и мероприятий (выступления, выставки и пр., на которые родители приглашаются лишь в качестве зрителей. Всегда встречаются отдельные родители-активисты, готовые помочь воспитателям в организации мероприятий с участием своих детей, но прочим родителям (а их – большинство) традиционно отводится роль пассивных созерцателей. Поэтому необходимы формы работы с родителями, которые создавали бы для них позитивную мотивацию и, что особенно важно, основывались на совместной деятельности.
Альтернативой ставшему традиционным подходу может быть организованный семейный досуг. Досуг в обыденном сознании ассоциируется с отдыхом и противопоставляется продуктивной деятельности. Типичными формами семейного досуга являются домашние, среди которых на первом месте просмотр телевизионных передач, затем – «общение» с компьютером и т. п. электронными устройствами, заменяющее и вытесняющее чтение книг, совместные игры всей семьёй и т. д. Реже находится время на досуг вне дома, даже на семейные прогулки, не говоря уже о посещении театров, концертов, музеев, об экскурсиях и походах. «Одомашнивание» семейного досуга значительно обедняет и возможности внутрисемейного общения, и эмоциональную атмосферу в семье, и средства педагогического воздействия семьи на ребёнка. Разнообразить формы семейного досуга, наполнить их увлекательной совместной деятельностью, обеспечивающей взаимодействие родителей, детей и воспитателей – вот одна из важнейших задач ДОУ.
Часть досуговых мероприятий ДОУ может быть адресована родителям и направлена на повышение их педагогической культуры, расширение их арсенала воспитательных знаний и умений, проявляемых в семейной жизни. Это могут быть различные мастер-классы или семинары-практикумы, «День открытых дверей», позволяющие родителям не только лучше понять, какими видами развивающей и творческой деятельности занимаются их дети в ДОУ (рисование, лепка, ритмика, подвижные игры и пр., но и научиться самим организовывать эту деятельность в рамках домашнего досуга. Такая работа позволяет закрепить и развить образовательные достижения детей, поднять на новый уровень семейное общение.
Но наиболее действенным видом взаимодействия ДОУ и семьи является проведение совместных досуговых мероприятий. Примерами активных форм семейного досуга, адресованных и взрослым, и детям, которые доступны для организации на базе ДОУ, могут служить детские утренники, где в качестве Деда Мороза выступают родители или ближайшие родственники детей, спортивные праздники «Лыжня зовет», ярмарки. Желательно, чтобы к деятельному участию в устройстве таких мероприятий привлекались родители всех детей группы, чтобы субъектами общения были именно семьи, а не отдельно взятые родители и отдельные дети. Совместный досуг, способствуя близкому знакомству семей друг с другом не только на детском, но и на взрослом уровне, может помочь решить многие проблемы, связанные с общением между детьми, предотвращать зреющие конфликтные ситуации, укреплять дружбу детей в группе.
По мере того, как семейный досуг на базе ДОУ становится для родителей привычными, трудности с вовлечением пап и мам в мероприятия с участием их детей постепенно преодолеваются.
Налаженное в ДОУ сотрудничество педагогов и родителей поможет укрепить в семьях отношения взаимопонимания и доверия, улучшить психологический климат и тем самым создать условия для более успешной реализации семьёй воспитательных функций.
Вот и в нашем детском саду самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – это досуговая деятельность. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявление активности, творчества и фантазии. Из опыта работы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации досуговой деятельности.
Организация выставок фотографий, рисунков, поделок, макетов, сделанных родителями совместно с детьми – одна из интереснейших форм сотрудничества с родителями.