Наталья
Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Преданья старины далёкой… и не очень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень эмоциональной культуры педагогов; способствовать повышению творческой активности и свободному творческому самовыражению педагогов; продолжить расширение границ самосознания, самопознания, самопознания и поведения пеадагогов.
Стимульный материал: мяч, бумага для письма и рисования, ручки цветные карандаши.
Количество участников: 12-15 человек.
Длительность тренинга : 2-3 часа (в зависимости от уровня развития творческих способностей педагогов).
Ведущий: педагог-психолог.
Публикация «Сказкотерапевтический тренинг для педагогов „Преданья старины далёкой… и не очень“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход тренинга
Слово ведущего: «Чего только нет в наших сказках : волшебный цветок растёт красоты невиданной и неслыханной; конь-огонь бежит – одна шерстинка серебряная, другая золотая; яблочко наливное по тарелочке катится; жар-птица жемчужные слёзы льёт. Каждое слово в сказке заветное.
По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык сказок – яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый; столы для пиров дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питьё медвяное.
Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказки – это особый вид искусства. Собиратель и исследователь сказок В. А. Аникин указывал: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».
В каждой сказке живёт душа.
Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.
Язык сказок сближает людей.
Сказка очень и очень информативна.
Сказка пробуждает творческие силы человека.
Сказка несёт свободу.
Сказку можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором хотя бы чуть-чуть умеет играть каждый человек. И сегодня мы постараемся это умение усовершенствовать».
Упражнение 1. «Кто какой?»
Примечание. Игра на узнавание персонажа и определение его нравственных качеств. Проводится с мячом.
Инструкция. Участники передают мяч по кругу. Каждый получая мяч, называет основные черты характера героя, которого указывает предшествующий участник (ленивый, глупый, жадный, хитрый, трудолюбивый и т. д., и, передавая мяч следующему игроку, называет другого героя.
Упражнение 2 «Секретные рисунки»
Инструкция. Участники разбиваются на 4-5 групп. Шифруют (рисуют на листах А4 с помощью геометрических фигур) короткие рассказы и показывают остальным участникам по очереди.
Упражнение 3 «Игра с линией»
Примечание. Данное упражнение – одна из многочисленных модификаций психогеометрического теста. Способствует развитию образности и выразительности, участникам тренинга предоставляется возможность создать своеобразные рисуночные или геометрические метафоры.
Инструкция. Участники рисуют портреты сказочных героев одной линией. Объясняют, почему линия именно такая (прямая, прерывистая, волнистая, ломаная).
Комментарий. Можно нарисовать портрет и одной линией. Например, былинный Илья Муромец ассоциируется у большинства участников тренинга именно с прямой линией – сильный характер, огромная физическая сила, чёткая жизненная позиция; Баба-Яга – ломаная или кривая линия – в большинстве сказок отрицательный, коварный, подлый персонаж. Емеля ассоциируется с прерывистой линией – лентяй, лежебока, потребитель, не надёжен.
Упражнение 4. «Что будет, если?»
Инструкция.
Участники анализируют сказки с точки зрения возможных форм поведения, стараясь найти реалистичность в сказочном посыле. Объясняют основные мотивы поведения героев таких сказок как «Репка», «Колобок», «Морозко» и т. д.
Упражнение 5. «Интерьер сказочного мира».
Слово ведущего: «Давайте представим, что мы дети, которые знают только сказки. И всё, что нам известно о мире, мы взяли из сказок. Тогда окажется, что мы уверены во многих вещах, о которых никто нам явно ничего не говорил. Но для того чтобы понять сказку, нам нужно определить для себя целый набор представлений и соответственно сформировать ряд образов. Итак, как же выглядит сказочная модель мира?»
Инструкция. Участники вместе предлагают, анализируют и обсуждают характерные составляющие сказочной модели мира
• какая-то беда в начале счастливый конец;
• наличие помощников и вредителей;
• трансформация героя – к концу сказки он не такой, как в начале. Обычно он становится сильнее и значимее;
• иное царство – оно где-то далеко, там другие законы, и там есть что-то нужное, за чем приходится идти;
• в то время как герой трансформируется, остальные персонажи часто остаются прежними, и само иное царство не изменяется. Например, по следам падчерицы идёт мачехина дочка и встречается с теми же героями и событиями;
• герой один – несмотря на всех друзей и помощников, он идёт один, и женится потом только он;
• побеждает дурак;
• минимальный срок, за который герой может чего-то достичь (пока семь пар сапог не износятся, и т. п.
Упражнение помогает определить общие для многих сказок структуру и содержание, ценности и убеждения сказочного мира, сопоставить их с миром реальным. Участники по очереди, с приведением примеров сказок называют характерные для большинства из них сюжетные линии. Ведущий записывает их на экране – таким образом, составляется сказочная модель, которая затем сравнивается с миром реальным. Задача ведущего – подвести группу к выводу о том, что многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей потребности человека – быть создателем своего собственного мира и его активным преобразователем.
Примерные вопросы для беседы:
• Всё ли современным взрослым людям понятно и приятно в сказках?
• Можем ли мы принять на веру, как дети, всё происходящее в сказках?
• Всё ли что подразумевается в сказке, мы воспринимаем как само собой разумеющееся?
Упражнение 6. «Принципы сказочных решений»
Слово ведущего: «Практически в каждой сказке есть определённые проблемы, и есть их решения. Давайте составим картотеку таких решений. Для этого предлагаю взять гипотетическую проблему и придумать сказки для её решения. Например боязнь темноты у маленького ребёнка».
Инструкция. Участники разбиваются на 3-4 группы. Группы придумывают продолжение сказочных сюжетов, после чего проходит обсуждение.
Схемы сказочных сюжетов :
«В самое пекло; узнавание; границы» : «Зайчик боялся темноты. Встретил друга котёнка, и пошли они вместе в ночной лес…»
Пример выполнения задания одной из групп. «Пошли зайчик и котёнок исследовать ночной лес. И оказалось, что чудовище лохматое – ветка еловая; страшный «жёлтый глаз» - фонарь; жуткий «скрежет когтей» - кашель простывшего дедушки филина. Дедушка филин отвёл зайчика т котёнка домой, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют».
«Противоположность; любовь; постепенное привыкание; отвлечение» : «Крот боялся света. Влюбился в бабочку …»
«Обида, злость; против кого-то» : «Мама оставила мальчика-трусишку одного дома ночью. Он обиделся, оделся и пошёл всё рассказать бабушке, которая жила на другом конце города…»
«Внезапность; вытеснение другим страхом» : «Алёнушка боялась темноты. Оставалась ночью дома с братом Иванушкой. Иванушка заболел…»
Упражнение 7. «Сказочные атрибуты»
Инструкция. Каждому участнику предлагается выбрать какой-либо из сказочных атрибутов, представить себя им и продемонстрировать другим участникам при помощи вербальных и невербальных средств. Остальные должны отгадать, какой сказочный атрибут был показан.
Упражнение 8 «Старая сказка на новый лад»
Инструкция. Работа по группам. Участники сочиняют сказки на новый лад – главные герои хорошо известных сказок остаются прежними, но меняются некоторые условия: время, место действия размер, характер героев. Время выполнения – 7 минут. Далее проводится обсуждение.
Упражнение 9 «А что потом?»
Чтение сказки Дмитрия Соколова «Один лист» :
«Лист поссорился со своими соседями. Ни с кем конкретно, а так, со всеми сразу. Листья – народ молчаливый, послушный и одинаковый, так что о чём там шла речь – неизвестно, но только собратья отвели от него жилку, по которой поступала вода, и вскоре лист сорвался и полетел, решив: «Вот и отлично «. Летел он недолго, упал на кучу сухих и незнакомых листьев, притих, стал осматриваться.
Вскоре на место, где лежали листья, пришло много людей, они расставили стулья, столы, а наш лист даже пришлось основание кафедры. На стульях расселись люди, на кафедру встал кто-то главный и начал читать лекцию о том, что листьев не бывает. Лист о гнева аж задохнулся. Он стал орать: «Как не бывает?», но, понятно, ни докладчик, ни слушатели его не слышали. Остальные листья казались мёртвыми.
Потом стулья и кафедру унесли, люди ушли куда-то, и лист успокоился. Но скоро пришли другие люди, он стали сгребать листья граблями в кучи и поджигать. Лист был не против, но он все время проходил между зубцами граблей. И когда костры отгорели, он остался один – или почти один.
Тогда его подхватил ветер и понёс всё выше и выше, и вдаль; лист засыпал и просыпался, а ветер всё нёс м нёс его, и лист почти ничего не понимал в узорах низа и верха, да он и не различал. И в конце концов он оказался на земле, где вокруг не было ни дерева, ни куста. Это была пустыня. Лист обессиленный, скользнул в какую-то трещинку и остался лежать там.
Он лежал в пустыне долго, и её краски его волновали, он старался выглянуть и посмотреть подальше. Может быть, поэтому, в конце концов на нём набухла почка. Чтобы уравновесить и сохранить её, вниз из листа вытянулись два корешка и вгрызлись в землю.
И так из листа выросло дерево, и он сам стал гонять свои соки. Вернее, древо само стало гонять их- потому что оно не знало, кто находится в его основе. Пока не выросло. И тогда по его стволу, по всем веткам вдруг раздалось: «Вспомним деда!» - и все листья послушно сорвались и полетели».
Участники размышляют о метафорическом смысле сказки. Придумывают варианты её продолжения.
Примерные вопросы для беседы:
1. Каков метафорический смысл сказки?
2. О чём она на самом деле?
3. Можно ли провести аналогию и сравнить «историю листа» с человеческой судьбой, свитой в затейливом переплетении проблемы и личностного роста человека?
4. Какой жизненный урок преподносит нам сказка «Один лист»?
5. Как происходит изменение и создание собственной шкалы жизненных ценностей «листа»?
6. В чём заключается предостережение и поучительная мораль сказки?
Упражнение 10. «Сказки про себя».
Инструкция. Участникам предлагается сочинить короткую сказку про себя с использованием метафор. Сказки сочиняются анонимно, от «лица» каких-либо предметов, явлений природы, животных или растений. После выполнения задания ведущий зачитывает их, группа анализирует (основные транслируемые в сказке ценности, убеждения, стратегия действий героев, жизненная программа, сценарий и т. п.)
Заключительное слово ведущего: «Большинство сказок, которые сочиняют про себя взрослые люди, имеют начало и середину, но не имеют конца. Мы боимся окончания сказки, хотя знаем, что она должна закончиться. Часто именно у этого самого конца и проходит основная часть жизни.
А ведь мы точно знаем, что сказка «обречена» на хороший конец. В нас самих заложены другие модели развития, есть неуловимые, но могущественные силы, приводящие к тому, что когда-то мы влюбляемся, когда-то задумываемя о смысле жизни, осознаём суетность бытия, плачем просто так, познаём Бога и ощущаем душу, даже если нам никто об этом никогда не говорил.
Многие сказки длятся вечно…»