Татьяна Юрьевна Евтеева
Сказки и рассказы Виталия Бианки
▼ Скачать
Сказки и рассказы Виталия Бианки
Сказки и рассказы Виталия Бианки — классический образец природоведческой российской детской литературы. В. В. Бианки родился в Петербурге в семье биолога и с детства любил природу, чему способствовала обстановка дома, в котором были аквариум, террариум, жили птицы и звери, а летом семья выезжала за город, в деревню. В литературу Бианки ввел С. Маршак В 1923 г. В журнале «Воробей» появилась его первая сказка «Путешествие красного воробья». В том же 1923 г. Была написана сказка «Первая охота».
Публикация «Сказки и рассказы Виталия Бианки» размещена в разделах
Всем своим творчеством писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Он учил не только радоваться общению с природой, но и размышлять, сопоставлять, быть следопытом, натуралистом, добрым рачительным по отношению к окружающему миру. Его книги расширяют кругозор читателя, обогащают его практическими навыками.
Однако нельзя сказать, что лишь от Бианки мы узнали об удивительном мире природы. И до него писали о птицах, зверушках и рыбах. Но чаще это были либо антропоморфные образы животных, либо просто зверушки. Бианки же каждого назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено, и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность, системность мира природы, где все взаимозависимо, глубоко интегрировано. Есть такое выражение «темный лес», говорящее о нашем незнании, предубеждении. Книжки Бианки делают для нас темный лес светлым. И уже не зеленый пугающий хаос (с Бабой Ягой, хитрой лисой и страшным волком из детского фольклора) окружает нас — рядом с нами стройный прекрасный мир, который мы понимаем и уже не можем не полюбить, который будоражит ум и радует сердце, дает работу всем нашим чувствам.
Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для его сказок характерна простота сюжета, прием антропоморфизма, лаконичность в описании, народный язык и композиционный строй, подобный народной сказке. Все это синтезировано с научной точностью в описании героев, их внешности и повадок, однако не перегружено зоологической терминологией, а как бы переведено на доступный детям язык. Так, к примеру, в сказке «Первая охота» антропоморфичность Щенка и другой живности, за которой он решил поохотиться (их способность разговаривать, петь, мыслить, как человек) используется как прием, позволяющий представить себе их внутренний мир, их взаимоотношения, объяснить их поведение, научить читателя сопереживать. Даже названия животных (Выпь, Ящерка, Щенок) подаются писателям как имена, с заглавной буквы; тем автор дает нам понять, что каждая букашка — такая же живая, как мы. Таким образом, нарушается точный факт, но не нарушается — а утверждается — правда жизни. Факт, как алмаз, требует огранки, чтобы получился драгоценный бриллиант истины. Сам писатель называл свои природоведческие очерки «сказками-несказками». Ему было свойственно «сказочное (поэтическое) мироощущение», которое побуждало к миросозерцанию, а затем — к миропониманию. «Сказка, - писал автор, - самый глубинный вид литературы… неисчерпаемый… лучший способ постижения жизненной правды».
Еще одна особенность книг Бианки в том, что, разгадывая загадки природы, этот мир все равно остаётся для читателя до конца неразгаданным, содержащим все новые и новые тайны, пронизывающие все живое, вечно меняющиеся, как времена года… И тот Щенок из сказки «Первая охота», даже получив свой первый неоднозначный опыт прогулки на природе, все равно вернется туда за новыми впечатлениями уже большим Псом, но будет смотреть на этот мир все теми же — щенячьими — широко раскрытыми, сияющими, изумленными и пытливыми глазами. Разве не теми же по-детски жадными глазами мы, взрослые люди, смотрим каждый раз на чудеса природы, когда приходим в лес? Именно этому восприятию и учат детей «сказки-несказки» Виталия Бианки. И потому, я считаю, лучше всего приурочить прочтение этого автора к прогулке с детьми в парк или лес.