Татьяна Гурлова
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Знакомим Незнайку с птицами с помощью творчества писателя Виталия Бианки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах.
Программное содержание:
• Расширять и систематизировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, о влиянии окружающей среды на жизнь птиц.
• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения предметно-схематические модели, относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам, доказательно строить суждения.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Знакомим Незнайку с птицами с помощью творчества писателя Виталия Бианки“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Создать условия для усвоения и закрепления детьми знаний об особенностях птиц, через ознакомление с творчеством Виталия Бианки.
• Развивать построение высказывания, помогать более точно
характеризовать объект, излагать свои мысли понятно для окружающих.
• Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, любознательности.
• Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
• Формировать осознанное, гуманное отношение к миру природы.
Предварительная работа:
• Цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.
• Наблюдения.
Методические приемы:
• Применение игровой обучающей ситуации с использованием литературного персонажа.
• Использование иллюстративно-наглядного материала.
• Использование художественной природоведческой литературы.
• Беседы о птицах, а также о писателях-природоведах.
• Моделирование как метод усвоения детьми знаний об особенностях птиц.
• Применение художественного слова.
• Использование фонограммы с голосами птиц.
Материалы и оборудование:
Магнитофон, аудиозапись песни «Ужасно интересно», «Голоса птиц»; портрет В. Бианки, книги В. Бианки; дидактическая игра «Раздели птиц на две группы»; перья птиц; картинки с изображением птиц; модели-схемы; костюм Незнайки.
Индивидуальная работа:
Заинтересовать прослушиванием голосов птиц отвлекающихся детей, вовлечь в работу с моделями малоактивных детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети поют песню «Ужасно интересно.»
Стук в дверь: входит Незнайка.
Незнайка : что это у вас здесь? я проходил мимо, услышал песню, и мне тоже стало очень интересно все то, что неизвестно. А мне скоро в школу идти, я должен много знать. Что у вас происходит? А чей это портрет?
Ребенок: это портрет Виталия Бианки.
Незнайка : а кто это такой?
Ребенок: Незнайка, это известный детский писатель Виталий Бианки.
Воспитатель : Вот хорошо, что ты к нам зашел, сегодня мы будем говорить о его творчестве, о героях его произведений. Это выставка произведений Виталия Бианки.
Рассказы детей о книгах:
Первый ребенок (показывает книгу «Чей нос лучше?») : В этом рассказе Мухолов-Тонконос жаловался на свой нос, что он у него слишком тонок. И столько носов он увидел, а решить так и не смог какой из них лучше.
Второй ребёнок (показывает книгу «Теремок») : Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел, выдолбил глубокое дупло, пожил лето, улетел. Потом скворец. Чем ему не теремок? За ним Сыч.
Третий ребёнок (показывает книгу «Купание медвежат») : рассказ о том, как Медведица купала своих медвежат. Они визжали и барахтались, но потом остались очень довольны купанием.
Незнайка : Я заметил, что на вашей выставке много книг, и почти все они о птицах.
Воспитатель : Виталий Бианки очень много писал о птицах. Послушай нас и ты поймешь, почему.
Рассказы воспитателя и детей о писателе : У Виталия отец был ученым-биологом. Летом Виталий с семьей отправлялись на дачу в деревню «Лебяжье». Там мальчик впервые познакомился с лесом. В книгах Виталия Бианки главными героями выступают природа и ее обитатели.
Незнайка : Я слышал, что птицы бывают разные — зимующие и перелетные. Перелетных я знаю, вон одна стая перелетела с одного дерева на другое, это - перелетные.
Ребё нок: Нет, Незнайка, ты не прав. Перелетные птицы с наступлением осени улетают в теплые края, потому что они не выносят зимнего холода, им нечем питаться, потому что все насекомые попрятались от холодов, а все вкусные семена и зернышки покрыты снегом.
Ребё нок: А зимующие птицы, наоборот, не боятся холода. Они остаются зимовать у нас. Вот синичка прыгает по веткам, стряхивает с них снег и осматривает кору. Много насекомых набивается на зиму под кору — от холода. Вот и корм.
Ребё нок: Дятел своим крепким, граненым носом большие куски коры ломает, жирных личинок достает. А некоторые птицы, как снегири, прилетают к нам на зиму.
Незнайка : Ой, а птиц-то очень много! Мне бы хотелось узнать получше, какие же птицы перелетные, а какие зимующие?
Проводится дидактическая игра «Раздели птиц на две группы».
Воспитатель : Незнайка, посмотри сколько птиц! (Скворец, воробей, синица, ласточка, сорока, зяблик, снегирь). Зимующих мы поместим на дерево, а перелетных оставим здесь.
Ребё нок: (берет картинку) это дятел, зимующая птица, я посажу его на дерево. и т. д.
Воспитатель : Ну что, Незнайка, запомнил? Видишь, как много птиц дети знают.
Незнайка : Да, перелетным птицам хорошо, они улетают в теплые края. А как живется птицам, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Незнайка если бы ты внимательно нас слушал, то понял бы. Ну, не переживай, не волнуйся, мы тебе еще раз повторим.
Воспитатель : Незнайка, чтобы ты знал и запомнил, как птицы приспосабливаются к зиме, посмотри вот на эти картинки-модели и послушай ребят.
Ребё нок: Птицы из леса прилетают ближе к жилью человека. Мы заботимся о птицах зимой, делаем кормушки и подкармливаем их хлебными крошками, семечками, пшеном.
Воспитатель : Послушай, Незнайка, стихотворение А. Яшина «Подкормите птиц зимой».
Ребёнок читает стихотворение.
Незнайка : Да, я всё понял и теперь много знаю и о зимующих птицах. А вот у меня есть перышки, но я их перепутал и, конечно, не знаю, от какой птицы эти перья (делает грустное лицо).
Воспитатель : Дети, как же помочь Незнайке?
Дети: Перья нужно рассмотреть. (Рассматривают перья и определяют каким птицам они принадлежат.)
Незнайка : Я теперь разобрался с птичьими перьями, и ни за что не перепутаю птиц.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица» А. Барто
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок (кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки-на плетень. (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель : Незнайка, а можешь ли ты определить по голосу, какая птица поет?
Незнайка : Ой, не знаю!
Воспитатель : А мы тебе поможем, слушай внимательно.
(Слушание фонограммы «Пение птиц»)
Дети и Незнайка определяют птиц по голосу.
Незнайка : Ну, теперь я точно все знаю о птицах, и не перепутаю ничего.
Воспитатель : Сейчас мы тебя проверим. Отгадай загадки!
Ребё нок: Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Ребё нок: Серый маленький комочек:
Чик-чирик-замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (воробей)
Ребё нок: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синичка)
Ребё нок: Красногрудый, чернокрылый.
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь).
Незнайка : Как много загадок вы знаете! Да и я молодец, почти справился.
(Подходит к столу с картинками птиц.)
Ой, как много здесь птиц, подарите мне.
Дети: Выбирай, Незнайка.
Незнайка : (выбирает самолет). Мне понравилась вот эта птица, самая большая, и с окошечками, и хвост у нее загнут красиво.
Дети: Незнайка, это же не птица, это самолет.
Незнайка : Как это не птица, крылья есть и цвет красивый.
Воспитатель : Так дело не пойдет. Дети, напомним Незнайке кого можно назвать птицей. Я предлагаю объяснить Незнайке, чтобы он больше не путался, с помощью картинок-моделей.
Ребё нок: Незнайка, смотри и запоминай:
Тело всех птиц покрыто перышками, а у самолета нет перьев, он сделан из железа (выставляет модель №1).
Ребё нок: У всех птиц есть два крыла, две ноги. А у самолета, даже если и есть железные крылья, нет ног как у птиц (выставляет модель №2).
Ребё нок: У всех птиц есть клюв, с помощью которого они добывают пищу, а у самолета заостренный формы нос, но это не клюв (выставляет модель №3).
Ребё нок: Все птицы вылупляются из яиц, а самолет построен на заводе руками людей (выставляет модель №4).
Воспитатель : Сделаем вывод, каких животных мы можем назвать птицей?
Ответы детей.
Незнайка : Как много интересного вы знаете о жизни птиц. Я теперь уверен, что если пойду в школу, то ничего уже не напутаю. Спасибо вам!