мария афанасютина
Проект «Сказки Чуковского»
Обоснование проекта
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша. Реализация данного проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Публикация «Проект „Сказки Чуковского“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В сказках Чуковского всегда добро побеждает зло, которое вредит людям и животным. Через ознакомление с произведениями К. И. Чуковского можно познакомить детей с миром животных, профессиями людей, пользой умывания и закаливания, способствовать формированию навыков справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения К. И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию дикции, фонематического слуха у детей, уверенности в себе. Проводимая работа с детьми в нашей группе показала, что дети недостаточно знают сказки и мало кто знает имена детских писателей. Именно это и послужило поводом к написанию данного проекта и работе над ним.
Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского;
2. Углубить знания детей о животном мире через произведения К. И. Чуковского, способствовать воспитанию у детей сочувствия к попавшим в беду.
3. Способствовать развитию связной речи, умение давать полные развёрнутые ответы, работать парами, договариваться, прислушиваться к мнению своих товарищей, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать творческие способности детей при драматизации отрывков из произведений, при разукрашивании раскрасок, а также во время рисования отдельных эпизодов или героев из сказок.
4. Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, развитие познавательного интереса, любознательности.
5. Приобщить родителей к семейному чтению произведений.
Оборудование и материалы:
Портрет писателя, книги К. И. Чуковского, иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, настольно-печатные игры, видеоматериалы, телевизор, компьютер, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Гипотеза:
Целенаправленное общение дошкольника с книгами К. И. Чуковского доставляющее ребенку удовольствие, будет:
вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума ;
расширять кругозор ребенка и обогащать спектр личностных особенностей.
Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К. И. Чуковского, увлекая его процессом общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.
Родители воспитанников, наряду с детьми, станут активными действующими лицами.
Рабочий план реализации:
I этап: Подготовительный
- Спланировать работу таким образом, чтобы вызвать интерес к произведениям детской литературы, а так же к теме проекта у всех участников педагогического процесса через следующие формы работы: обсуждение проекта с воспитателями, специалистами и родителями, составление плана-схемы проекта.
- Подбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о К. И. Чуковском?».
- Опрос родителей о чтении дома детям книг писателя.
II этап: Основной
- Работа по плану с детьми, родителями.
III этап: Презентация проекта.
- Продукты детской деятельности
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты:
Модель трё х вопросов:
Что я знаю?
Что хочу узнать?
Как узнать?
Дети знают некоторые сказки К. И. Чуковского,
знают 2-3 героев сказок.
Дети хотят узнать как можно больше произведений писателя, узнать о жизни и творчестве его, хотят узнавать сказки Чуковского среди других.
Чтение сказок Чуковского, д/и по произведениям, игры по коммуникации, проводить беседы, викторины, НОД.
Паутинка по проекту :
Образовательная область
Направление
Совместная деятельность,
Физическое развитие
Физическая культура
Физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры
Здоровье
Беседа на тему о необходимости использования к/г навыков, о пользе физических упражнений и закаливания.
Познавательное развитие
Познание
Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.
Беседа по сказкам.
Презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского
Викторины.
Посещение библиотеки
Речевое развитие
Коммуникация
Речевые игры
Отгадывание загадок К. И. Чуковского. Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского
Составление описательных рассказов по сказкам
Чтение художественной литературы
Чтение стихов и сказок К. И. Чуковского. Драматизация сюжетов знакомых сказок. Заучивание стихов, отрывков из сказок.
Социально-
коммуникативное
развитие
Социализация
Сюжетно-ролевые игры на основе сюжетов сказок и стихов
Детско- родительские встречи.
Труд
Наведение порядка в книжном уголке, ремонт книг
Безопасность
Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Лепка сказочных героев (коллективная работа) из пластилина.
Рисование на тему "Герои сказок Чуковского»,
Изготовление альбома «Сказки дедушки Корнея»
Изготовление книжки - малышки
Музыка
Разучивание песен и плясок «Муха с комаром»
Итоговое мероприятие:
1. Детско- родительские встреча
2. Викторина «Путешествие по дорогам сказок Чуковского»
3. Открытое занятие
№ п/п
Формы работы
Срок реализации
Время в режиме дня
1.
Беседы:
«В гостях у доктора Айболита», «Бережем здоровье», «Приглашение в гости», «Чудо дерево»,
«Чуковский детям», «Заботимся о близких»,
«Если вдруг, заболел друг»
В течение проекта
В течение дня
2
Игры:
С/р «Больница», «На приеме у врача», «Семья»,
«В гости к Тане»,
«День Рождения»,
«Магазин обуви»; Д/и «Назови правильно»,
«Кому, что нужно», «Подбери предмет»
и др.
В течение проекта
В течение дня
3
Лепка «Угощение»
1 день
В течение дня
4
Составление альбома «Лучший детский рецепт Айболиту»
1 неделя
В течение дня
6
Выставка «Мыльная фантазия»
1 неделя
В течение дня
7
Оформление «Чудо- дерево»
в течении недели
В течение дня
8
Рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского
5 дней
В течение дня
10
Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит», «Чудо-дерево» и «Муха-Цокотуха»
В течение проекта
В течение дня
План работы на 1-ю неделю (по произведениям К. И. Чуковского «Доктор
Айболит», «Чудо-дерево» и «Муха-Цокотуха»
План работы на вторую неделю
(по произведениям К. И. Чуковского «Федорино горе» и «Мойдорыр»)
№ п/п
Формы работы
Срок реализации
Время в режиме дня
1.
Беседы:
«Почему посуда убежала?»;
«Аккуратность за столом»; «Уроки Мойдодыра»; «Соблюдаем чистоту»;
«Кто такой «неряха»?»,
«Мы любим купаться»
5 дней
В течение дня
2
Игры:
«Приглашаем гостей», «Магазин посуды»,
«Найди свое место»,
«Назови правильно», «Разноцветный сундучок», «История тарелочки»
В течение проекта
В течение дня
3
Ситуативный разговор:
«Не забудем про салфетку», «Чья салфетка чище»,
«Чистота –залог здоровья», «Личная гигиена», «Подружимся с мылом» и др.
В течение проекта
ежедневно
4
Лепка «Чайная пара»
Рисование «Любимая чашка»
Аппликация «Тарелочка»
1 неделя
В течение дня
5
Спортивное развлечение «Федорино горе»
1 день
В течение дня
6
Моделирование на магн. доске «накрываем на стол»
2 дня
В течение дня
7
Чтение произведений Федорино горе, Мойдодыр, Краденое солнце
В течение проекта
В течение дня
8
Рассматривание иллюстраций книг к произведениям К. И. Чуковского
в течении проекта
В течение дня
9
Прослушивание аудиозаписей в исполнении автора
3 дня
В течение дня
План работы на 3-ю неделю
(по произведениям К. И. Чуковского «Цыпленок» и «Тараканище»)
№ п/п
Формы работы
Срок реализации
Время в режиме дня
1.
Экскурсия в библиотеку
1 день
В течение дня
2
Чтение произведений «Цыпленок», «Тараканище», «Телефон»;
весё лых стихотворений:
«Обжора», «Муха в бане»
В течение проекта
В течение дня
3
«Полечи книжку» - ручной труд
1 неделя
В течение дня
4
Рассматривание иллюстраций книг к произведениям Чуковского.
1 неделя
1 и 2 половина дня
5
Художественное творчество по произведениям Чуковского «Цыпленок», «Тараканище»
В течение проекта
В течение дня
6
Рассматривание насекомых в природе и наблюдение за ними.
1 неделя
1 и 2 половина дня
7
Инсценировка «Цыпленок»
1 день
В течение дня
8
Вечер загадок «Угадай, ответь»
1 день
2 половина дня
9
Игры: «Расскажи, что видишь на картинке», «Испорченный телефон», «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети»; П/и «Воробей и звери» («Тараканище»,
«Наседка и цыплята»
В течение проекта
В течение дня
10.
Итог проекта
презентация проекта «Литературная викторина по сказкам Чуковского К. И.»
1 день
1 половина дня
План работы на 4-ю неделю
(по произведениям К. И. Чуковского «Барабек», «Радость», «Топтыгин и луна», «Обжора», «Муха в бане»)
№ п/п
Формы работы
Срок реализации
Время в режиме дня
1.
Чтение весё лых стихотворений:
«Барабек», «Радость», «Топтыгин и луна», «Обжора», «Муха в бане»
в течении недели
в течении дня
2
«Полечи книжку» - ручной труд
в течении недели
в течении дня
3
Рассматривание иллюстраций книг к произведениям Чуковского.
в течении недели
в течении дня
4
Художественное творчество по произведениям Чуковского «Барабек», «Радость», «Топтыгин и луна», «Обжора», «Муха в бане»»
в течении недели
в течении дня
5
Рассматривание насекомых в природе и наблюдение за ними
в течении недели
в течении дня
6
Прослушивание аудиозаписей в исполнении автора
в течении недели
в течении дня
7
Вечер загадок «Угадай, ответь»
в течении недели
в течении дня
8
Игры: «Расскажи, что видишь на картинке», «Испорченный телефон», «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети»;
В течение проекта
в течении дня
9
Итог проекта :
- Презентация проекта
- Литературная викторина по сказкам Чуковского К. И.»
-Детско- родительские встреча
- Открытое занятие
в течении недели
в течении дня
Технологическая карта проекта «По сказкам К. И. Чуковского»
Этапы проекта
Деятельность детей
Деятельность руководителя
Деятельность родителей
Результат каждого этапа.
1. Поисковый
Сформулировать проблему.
Погружает в проблему путем мотивации.
Сформулировать проблему.
2. Аналитический
Рассматривание иллюстраций, рисунков, чтение художественной литературы, участие в играх и беседах.
Формирует цель, задачи. Составляет поэтапный план работы, подбирает материал к играм и беседам, планирует различные формы работы.
Читают детям произведения К. Чуковского. Беседуют с детьми о книгах.
Сформулировать цель, задачи, пошаговый план работы над проектом.
3. Практический
Совместная работа с родителями в подборе информации на тему проекта. Участие в трудовой, творческой и познавательной деятельности. Подготовка и проведение презентации.
Помогает в организации презентации. Подбирает иллюстрации, картинки, книги; материал к беседам на тему проекта. Готовит материал и атрибуты для игровой деятельности детей; презентацию
Подбирают материал к беседам, Принимают участие в подготовке материала к презентации, изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам.
Выполнен план работы.
Оценка эффективности реализации проекта :
Значимость и необходимость выполнения проекта.
Ясность, четкость, достижимость целей и задач проекта.
Соблюдение логической концепции проблема- цель- задачи- метод-результат.
Значимость проекта для других образовательных организаций.
Оценка рисков проекта :
Риски проекта
Меры для их минимализации
1. Отсутствие заинтересованности воспитанников к участию проекте.
1. Рекламирование проекта, четкие критерии оценивания результатов, применение новых информационных технологий.
2. Отсутствие опыта воспитанников в исследовательской деятельности.
2. Проводить дополнительные занятия, знакомить детей с интересными формами исследовательской работы.
3. Уровень готовности воспитанников к выполнению самостоятельной работы.
3. Дифференцированный подход в обучении, индивидуальная работа на занятиях.
4. Возникновение дефицита времени при работе.
4. Анализ работы воспитанников и воспитателя после каждой изученной темы и корректировка дальнейшей работы.
Дальнейшее развитие проекта :
1. Включение детей группы в творческую деятельность;
2. Создание лепбука детьми и родителями в совместной деятельности;
3. Активное проявление интереса у детей к творчеству К. И. Чуковского;
Умение детей выделять речь тех или иных персонажей в театрализованных постановках;
Решение детьми спорных вопросов или проблем, улаживание конфликтов с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Использованная литература:
1. Произведения К. И. Чуковского.
2. Материал технического оснащения: материал для художественного творчества, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности
3. Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика – гимнастика для пальчиков». - М. ,2013
4. Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками». - СПб. ,2010
5. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников». - СПб. ,2012
6. Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки». - М. ,2002
7. Н. В. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». – М. ,2011
8. А. В. Щеткин «Театрализованная деятельность в саду». – М. ,2010
9. В. А. Деркунская «проектная деятельность дошкольников»,2012
10. Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». – Ростов н/Д. ,2007