Виктория Змазнева
Сказкотерапия как средство для адаптации и развития речи дошкольников
Моя педагогическая находка - "Сказкотерапия"
Слайд1
Здравствуйте, меня зовут Змазнева Виктория Константиновна. Я являюсь воспитателем "Детского сада № 202" города Барнаула.
У нас педагогов прекрасная миссия – дарить свою любовь детям. А все дети любят волшебство, представления и, конечно же, сказки.
Слайд2
Поэтому, моя тема по саморазвитию, а в результате – педагогическая находка – это сказкатрапия.
Публикация «Сказкотерапия как средство для адаптации и развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и таинственности.
Слайд3
Цель моей педагогической находки: создать условия для успешной адаптации и речевой активности детей дошкольного возраста. С задачами вы можете ознакомиться на экране.
Слайд4
В начале работы с использованием метода сказкотерапии, нами было проведено анкетирование родителей. Его целью было выявить приобщённость детей и их семей к книжной культуре (чтение сказок ежедневно / перед сном, посещение библиотек, любимые сказки Вашего ребенка и т. д.). Результаты продемонстрированы на слайде:
- регулярно читают детям лишь 21% родителей, вслед за краткое обсуждение
- читают не регулярно, ввиду не знания родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (40%). После прочтения обсуждения не ведутся вообще.
- чтение заменяют просмотром мультфильмов, телепередач (39%).
А ведь книги, совместное их прочтение и обсуждение с ребенком можно активно использовать в решении жизненных проблем и трудностей у детей. Абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Мы в работе с детьми используем сказки в различных направлениях. Все эти направления так или иначе способствуют развитию речи ребенка и легкому привыканию в дошкольном учреждении.
Слайд5
Итак, первое направление:
1) для адаптации детей к ДОУ (при поступлении,преодоления детских страхов. Впервые попадая в детский сад большинство детей испытывают стресс, страх. Они боятся остаться без мамы, боятся, что она не вернется, боятся чужих тетенек и большого количества детей. Страх является наиболее опасным из всех эмоций. И будучи в детском саду, дети должны преодолеть эти барьеры в своём сознании. Сказкотерапия позволяет обсудить волнующие малыша вопросы о детском садике и о маме в весёлой игровой форме и без слез. Применение сказкотерапии помогает как воспитателям, так и родителям легко и доступно решать любые трудные ситуации ребенка, капризы, непослушание и упрямство, а также научит правильно выстраивать с малышом взаимоотношения.
Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка. Некоторые сказки из нашей картотеки хотела бы продемонстрировать.
Так как мы живем в современном мире, конечно же мы не можем ограничивать себя лишь печатными изданиями. Один из современных приемов в сказкотерапии – это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.
За такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком мультика или сказки. Нужно не просто включить ребенку первый попавшийся мультик, а выбрать ту историю (страх, которая сегодня актуальна для малыша.
«Принцесса и людоед», «Тараканище», «Бабка-ежка и другие», «У страха глаза велики» идр. Из соврнменных мультфильмов Очень интересны «Машкины страшилки».
Слайд6 следующее направление
2) Для развития связной и грамотной речи, обогащения словарного запаса. Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти,7 но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом активному общению между собой.
Слайд8Следующее направление:
3) Для формирования основ безопасного поведения: дома, на улице, в ДОУ, на водоемах, на льду и т. д. В наше время сейчас это очень важное направление. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт, глубокий смысл и развивающий потенциал. Вот некоторые сказки, которые можно проанализировать с детьми в контексте правил безопасного поведения: с небольшой частю нашей наработанной литературы можно ознакомиться на экране. «Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» - это правило, дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», "Красная Шапочка", «Золотой ключик или приключения Буратино», «Жихарка». «Не принимай угощение от чужих!» - учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух». В сказках «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» - дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка, оставшегося без присмотра взрослых.
9 Сказка помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны. И уже После, обязательно правильно оценит и сделает вывод и, что самое главное, реализует его в повседневной жизни. 10 Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила.
Слайд11Здесь изображены декорации на сцене. мы с ребятами средней группы, впервые, попробовали театрализовать сказку «Волк и семеро козлят». В зрительном зале у нас родители. Так же в группе находятся в доступности вся возможная атрибутика к театрализации. Это их особенно увлекает, поэтому мы всячески стараемся способствовать проявлениям. На фотографиях одна из репетиций к постановке сказки.
Слайд12следующее направление служит
3) Для укрепления связей и взаимоотношений между детьми и взрослыми. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Когда мы столкнулись с ответами родителей, о том что они зачастую не знают что же в том или ином возрасте прочесть ребенку, пришла идея создать темматический буккросинг. И раз в месяц менялась оформление, для заинтересованности детей и соответственно сказки подбирались в соответсвии с тематикой. Тема представленная на слайде оформлялась ко дню рождения А. С. Пушкина.
13Хотелсь бы отметить что благодаря сказкотерапии мы сблизились с родителями и это конечно же благоприятно влияет на взаимоотношениями Родитель - ребенок-педаог. 14 В сентябре 22 года нам предоставилась возможность реализовать проект «Путешествие в страну воспитатель», где для ребят так же использовались элементы сказкотерапии на укрепление взаимоотношений ребенок – родитель.
Слайд15Ведь сказка – это не только монолог взрослого с ребенком, это еще и диалог ребенка со взрослыми. Это попытка ребенка донести до нас то, что обычными словами и в простом разговоре он сказать не решится. И поэтому, не только сами воспроизводим сказки, но и даем такую возможность ребенку и – самое главное – внимательно его при этом слушаем, пытаясь понять: что же он хочет нам сказать.
Слайд16следующее направление
4) Для успешного усвоения детьми материала путем интеграции сказкотерапии во все образовательные области основной программы ДОУ. 17 Для этих целей лучше всего подходят дидактические сказки. Это сказки, которые развивают и обучают. 18Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках, возможно одушевлять предметы, буквы, цифры.
19Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или даже сюжеты из сказок. Также свои впечатления дети выражают в лепке и аппликации.
20 Использую сказки и в режимных моментах, так дети быстро и весело запоминают нужную информацию.
21 Сказка как ничто другое помогает воспитать культурную, самостоятельную и здоровую личность. Она формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.