Вероника Салова
Сказка про язычок
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК
Выполнила учитель-логопед МБДОУ д/с-к/в №11- Салова Вероника Анатольевна
Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.
С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, было решено использовать совместную работу логопеда и психолога.
Публикация «Сказка про язычок» размещена в разделах
БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ.
Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно-методические пособия, игровые задания и упражнения, знакомство с книгами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю-логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.
Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «логопед – психолог — ребенок», где психолог и логопед выступают, как активные субъекты, выполняя роль «проводников» для ребенка на некоторых этапах консультативно-коррекционной технологии, и дети, как активные участники. Совместная работа – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.
В РАМКАХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И НЕПОСРЕДСТВЕННО РАБОТЫ ЛОГОПЕДА, ДЕТЯМ БЫЛА ПРЕДЛОЖЕНА СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК.
Особенность заключается в том, что язычок попадает в язычковый театр и там играет различные роли. Роли через артикуляционную гимнастику, которая является
основой успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.
На данном занятии использовались различные наглядно-методические пособия: презентация, сюжетные картинки, предметные картинки.
К основным приемам относятся:
• образец;
• объяснение;
• повторение.
ЦЕЛЬ:
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
- Развитие речи, внимания, памяти, мышления.
- Формирование учебной мотивации.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать правильное связную речь в процессе театрализованной деятельности.
Коррекционные:
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Развитие фонематического слуха и внимания.
- Обогащение и активизация словаря.
- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к театру.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
( Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика ")
№ слайда Читаемые слова Упражнения
2 Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень. (дети смотрят на экран, где изображен язычок)
3 Вот проснулся Язычок Зевнуть
3 Выглянул в окошко. Рот широко открыт, язычок выглядывает – «любопытный язычок»
4 Видит: спинку выгнула
Розовая кошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
5 Расстелил половичок
На крылечке Язычок. Приоткрыть рот и на нижнюю губу положить широкий расслабленный язык. Удерживать до 5 сек.
6 Взял он клещи, Постучать зубами.
7 Взял топор Сцепить кисти рук в замочек и делать взмахи сверху-вниз, произносить на выдохе «Ууухх!».
7 И пошел чинить забор. Упр. «Заборчик».
8 Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд"
8 Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек. и "тттт"
9 Светит солнышко с утра – Показать «солнышко» кистями и пальчиками.
10 В гости к тётушке пора! Надуть обе щеки.
11 Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. Упражнение «Блинчик». Открыть рот – расслабиться, на нижнюю губу положить широкий расслабленный язык. Удерживать 5 секунд.
12 Кашку сварила, «Пых-пых-пых!» С надуванием обеих щёк.
13 чай заварила, Язычком сделать «чашечку».
14 Даже варенья банку открыла. Упр. «Вкусное варение». Широким языком слизывать верхнюю губу.
15 На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка за верхними зубами.
15 В горку медленно идё т:
Цок, цок, цок, цок, цок. … Сначала медленно,
15 А с горы стрелой несё тся:
Цок – цок – цок – цок – цок. …. зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает. Упр. «Улыбка». Растянуть сомкнутые губы в улыбке.
16 Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. Упр. «Чашечка». Удерживать 5 сек.
16 Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, Облизывать вправо-влево верхнюю губу.
16 Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням. Облизывать вправо-влево нижнюю губу.
17 Под окошком – блл, блл, блл
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает. Упр. "Болтушка". Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание "Бл–бл–бл"
18 На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают. Упр. «Качели». Открыть рот, высунуть язык, тянуть его то вверх к носу, то вниз к подбородку.
19 Ну–ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «Чих-чух-чих-чух!» Попеременно, раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку, ускоряя темп. 6 раз.
20 Дайте Язычку дуду Упр. «Трубочка». Тянем губы вперёд.
21 И ещё пять шариков:
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!" Показать 5 пальцев на руке.
Произносить звук "шшш", надувая каждый пальчик-шарик по 3 выдоха. Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
22 Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
23 Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр… Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
24 Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя–пя–пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
25 Вот и сказочке конец!
А кто делал – молодец! Улыбка, с закрытыми губами.
Источник: https://e-libra.ru/read/218594-artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov.html
С уважением – ваша Вероника Анатольевна!