Татьяна Сальникова
Конспект занятия по экспериментрованию с водой «Сказка о Капельке»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность
Развитие умственных способностей на базе знаний и представлений об окружающем мире и необходимости установления закономерностей, происходящих в живой и неживой природе, на основе наблюдения и экспериментирования.
Задачи: Дать элементарные знания об агрегатном состоянии воды: жидкая, твёрдая, газообразная,- используя метод маленьких человечков.
Развивать наблюдательность и сообразительность при наблюдении за поведением и преобразованием воды.
Побуждать детей превращаться в разные объекты.
Воспитывать умение совместно решать поставленную задачу, уважая мнение товарищей.
Публикация «Конспект занятия по экспериментрованию с водой „Сказка о Капельке“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Словарная работа: жидкая, твёрдая, газообразная.
Предварительная работа: наблюдения за снегом, водой, льдом, рассматривание снежинок.
Материал: свеча, пипетка, стакан с водой, кусочек льда, модель капельки воды, игрушка волк, рисунок злого волка.
Сказка о Капельке.
Воспитатель:
Жила-была капелька.
(Капнула на ладошку из пипетки капельку воды.)
Где жила капелька? Где её дом? (лужа, кран, земля, речка и т. д.)
А кто её мама? (тучка)
А у мамы тучки одна капелька или много?
И вот однажды все капельки побежали от мамы.
А когда много капелек убегает от мамы тучки вниз друг за другом, что это? (дождь)
(полить из лейки в поддон (имитация дождя)
Вот и наша капелька появилась вместе с тёплым летним дождиком.
Представьте, что вы все маленькие капельки, которые выбежали из мамы-тучки и падаете на асфальт, на траву, на крышу. Что вы чувствуете?
Жизнерадостная улыбка не сходит с лица Капельки, а прекрасное настроение одаривает счастьем всё живое. Так вместе с песней, она добралась до волчьего домика. И своим звонким смехом разозлила серого маленького хищника. Волчонок поймал Капельку и понес в домик, чтобы съесть. Но когда принялся заливать её водой, чтобы приготовить то увидел…
Ребята, как вы думаете, что увидел Волчонок?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: давайте в этом убедимся. Капельку воды я капну в стакан с водой.
Что вы увидели?
Дети: Капля воды растворилась в стакане воды.
Воспитатель: потрогайте воду. Какая она?
Дети: Холодная, прозрачная, не имеет запаха.
Воспитатель: А можем ли мы найти свою капельку?
Дети: Нет, не можем.
Воспитатель: Вы правы мы действительно не можем найти свою капельку, потому, что в стакане воды их очень много, но мы можем узнать, какая бывает вода.
Посмотрите, я капнула на стекло из пипетки капельку воды, она маленькая? А можно ещё сделать меньше? Вот я брызнула из пульверизатора. Капельки получились меньше. Посмотрите, какие маленькие капельки получились, их даже нельзя различить. Это уже не капельки, а маленькие человечки. Эти человечки могут стоять на месте и двигаться.
Давайте представим, что мы с вами человечки холодной воды.
Мы стоим на месте, нам холодно (имитация).
Но мы с вами совсем забыли о Волчонке.
Он решил сварить Капельку и поставил кастрюлю с водой на плиту.
Сделаем тоже и мы.
Подогреем капельку воды над пламенем свечи? Что произошло?
Дети: она исчезла.
Воспитатель: Она испарилась. Значит можно заставить человечков двигаться быстрее? Для этого нужно нагреть воду. Давайте попробуем смоделировать все, о чем мы сейчас говорили. (Они стали двигаться, отодвинулись друг от друга, им становится всё теплее, они уже отпустили руки, стали двигаться быстрее, подпрыгивать, выпрыгивать и улетать, превращаясь в пар) Кто догадался, что нужно сделать с водой, чтобы остановить её.
Дети: заморозить.
Воспитатель: Верно, в кусочке льда (показ) человечки встали и крепко держаться за руки, прижавшись, друг к другу.
Так домик Волчонка наполнился смехом, добротой и хорошим настроением. Капелька сумела развеселить не только своего нового друга, но и злые рожицы, которые были нарисованы на страницах книги «Как стать настоящим волком» (капнуть капельку воды на рисунок. Он расплывается и меняется изображение).
Но тут она видит на небе тучку и понимает, что нужно возвращаться.
Прощается с Волчонком. Волчонок понимает, что в его жизни появился такой замечательный, очаровательный друг который дарит радость и жизнь всему живому.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Всё, что нас окружает, состоит из маленьких человечков: жидких, твёрдых, газообразных. Расскажите о них дома, родителям.
Расскажите о том, что много капелек - это вода, что она очень важна для всех живых существ.
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Литература
Н. В. Новоторцева
«Теория решения изобретательских задач»
О. В. Дыбина
Ознакомление детей с окружающим миром во второй младшей группе детского сада.
Журнал «Воспитание и обучение» (сентябрь 1998г.)