Оксана Новикова
Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Сказка как средство социально педагогического](https://www.maam.ru/upload/blogs/0768bb424b5cb42768abadfee171ceac.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/86435684c991b66b9f08851b8932583e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы для педагогов развития личности дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/e5f1115e9a4d8c2a94fa4135b3bb91df.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Сказка как средство социально педагогического развития личности дошкольников размещена в разделах Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/61c21d22cb101e6b2bddfabc878bb82a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов Социализация](https://www.maam.ru/upload/blogs/92073b98bc2558ea40edae5ad2494ad8.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности](https://www.maam.ru/upload/blogs/1fcd7f828c048adf687f42cc093ae88d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе своих силах помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений](https://www.maam.ru/upload/blogs/addad716966c13426e0679f3bfaf81ba.jpg.jpg)
h3]Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников. [/h3]
Публикация «Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Любая сказка, она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности, способствует развитию эмоциональной сферы, заставляет ребёнка сочувствовать, сопереживать героям, ставить себя на их место. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений.
Эффективным приёмом работы со старшими дошкольниками является обыгрывание сказок посредством игр-драматизаций. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Она наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.
Опыт работы с дошкольниками показывает что, в процессе театрализованных игр:
• расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
• происходит развитие различных анализаторов : зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;
• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
• совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
• развивается эмоционально - волевая сфера;
• происходит коррекция поведения;
• развивается чувство ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами. Обыгрывание контрастных ролей (положительных и отрицательных героев) дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного поведения.
Театрализованная деятельность позволяет справиться и с такими психологическими проблемами детей, как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка. Разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости.
В нашем дошкольном учреждении со старшими дошкольниками были организованы мероприятия по включению детей, имеющих проблемы в личностном и социальном развитии (по результатам мониторинга и психолого-педагогической диагностики) в различные формы театрализованной деятельности.
Одной из таких форм стала постановка сказки В. Сутеева «Дядя Миша».
На подготовительном этапе воспитатели познакомили детей с содержанием сказки, обсудили характеры героев, раскрыли основной смысл и идейное содержание произведения.
Часто детям бывает сложно передать образ того или иного героя в мимике, жестах, тембре голоса. В мультфильме по сценарию В. Сутеева «Дядя Миша» очень ярко представлены персонажи одноименной сказки. Для того чтобы помочь детям вжиться в роли и суметь проявить себя в новых образах, был организован просмотр мультфильма в музыкальном зале с помощью медиа проектора. Дети имели возможность проследить, как строятся взаимоотношения героев, с какой интонацией они общаются друг с другом, как двигаются, жестикулируют.
На репетициях, обыгрывая этюды, вживаясь в роль, дети погружались в процесс творческого переживания и воплощения. Родители воспитанников проявили заинтересованность в процессе подготовки к спектаклю, который и явился итогом проделанной работы. Они приняли активное участие в изготовлении костюмов и атрибутов. В итоге в процесс подготовки к спектаклю были вовлечены и дети, и родители, и воспитатели, и педагоги детского сада.