Получи документы

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Ольга Бондаренко
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Статья раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание дошкольника, средство воспитания дошкольника, сказка, дошкольный возраст, детство

Мною для работы была выбрана тема : «Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников».

«Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью,

горю, страданию. Благодаря сказке

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни.. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Актуальность выбранной темы вижу в следующем: в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Перед собой поставила цель:

- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка

изучить сказку, как средство нравственного воспитания дошкольника

- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной, продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

-Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Для успешной работы использовала такие этапы работы как:

Для чтения детям подбираем сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок».

Знакомство детей с народной и авторской сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, этические беседы. -Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами –

Художественная деятельность – отношение детей к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в кружке один раз неделю. Другие формы работы проводятся в свободное от занятий время

Рассмотрим на конкретном примере.

Тема: Доброта

1-неделя. Беседа «Что такое доброта»

2- неделя. Чтение сказки «Кто помог Сереже». Беседа о прочитанном.

3-неделя. Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма. Беседа о увиденном, разыгрывание сюжетов из сказки.

4-неделя. Викторина по сказкам, герои которые обладают данными качествами.

Свободное от занятий время проводились другие формы работы.

Такие как:

1. Знакомство с пословицами: «Умей обождать»

«Мир не без добрых людей»

2. Беседы «Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым?»,«Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

3. Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога».

4. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова».

По этой теме велась работа с родителями.

1. Рисунки добрых дел и создание из них выставки «Добро и доброта».

2. Сочиним сказку в месте с ребенком : «Мы знаем, что такое доброта!»

Планирование своей работы осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы подбираю в соответствии с поставленными задачами:

Помочь детям усвоить духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря.

- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.

- Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту, беречь и ценить её.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать совместное чтение в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как сделать книжку-самоделку».

Предлагаем индивидуальные консультации и беседы на темы: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Провели собрание для родителей «Нравственное воспитание детей через сказку».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Создали уголок имиджтерапии. Создание уголка, дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. В этот уголок входит: большое зеркало, различные костюмы, аксессуары, шапочки к сказкам, маски, настольный, куклы-варежки.

Первый этап- подготовительный:

-подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстрированного материала;

- подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности, для коррекционной работы;

- составление перспективного плана мероприятий;

- проведение предварительной работы с родителями;

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Второй этап- практический:

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами;

Остановимся на практическом этапе. Наша работа началась с начала учебного года по формированию у детей моральных качеств, положительных навыков и привычек, необходимых для полноценной жизни в обществе. Детям предлагались сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как доброта, гостеприимство, милосердие,верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение и терпимость. Каждая тема начинается с беседы о каком- либо свойстве человеческой души, далее приводятся авторские стихи, русские народные пословицы и поговорки. Заканчивается тема сказкой.

Третий этап нашего проекта- заключительный:

На заключительном этапе работы над проектом мы планируем, что дети будут рассказывать придуманные свои сказки и показывать иллюстрации к ним. Затем мы соберём все сказки и оформим в группе, а также оформим альбом в формате А4 в который будут входить все рисунки проводимых конкурсов по сказкам.

В конце заключительного этапа предполагаем, что у детей будет развито

Позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

Деятельное отношение к труду.

Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Из сказанного хочу сделать вывод :

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют народные сказки в воспитании детей.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно :

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном -

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 26 января 2021 в 13:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бондаренко (УИ 944042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД