Ольга Бондаренко
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание дошкольника, средство воспитания дошкольника, сказка, дошкольный возраст, детство
Мною для работы была выбрана тема : «Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников».
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В. А. Сухомлинский
В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни.. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Актуальность выбранной темы вижу в следующем: в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед собой поставила цель:
- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
изучить сказку, как средство нравственного воспитания дошкольника
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной, продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
-Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Для успешной работы использовала такие этапы работы как:
Для чтения детям подбираем сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок».
Знакомство детей с народной и авторской сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, этические беседы. -Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами –
Художественная деятельность – отношение детей к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в кружке один раз неделю. Другие формы работы проводятся в свободное от занятий время
Рассмотрим на конкретном примере.
Тема: Доброта
1-неделя. Беседа «Что такое доброта»
2- неделя. Чтение сказки «Кто помог Сереже». Беседа о прочитанном.
3-неделя. Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма. Беседа о увиденном, разыгрывание сюжетов из сказки.
4-неделя. Викторина по сказкам, герои которые обладают данными качествами.
Свободное от занятий время проводились другие формы работы.
Такие как:
1. Знакомство с пословицами: «Умей обождать»
«Мир не без добрых людей»
2. Беседы «Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым?»,«Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт».
3. Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога».
4. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова».
По этой теме велась работа с родителями.
1. Рисунки добрых дел и создание из них выставки «Добро и доброта».
2. Сочиним сказку в месте с ребенком : «Мы знаем, что такое доброта!»
Планирование своей работы осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы подбираю в соответствии с поставленными задачами:
Помочь детям усвоить духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря.
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту, беречь и ценить её.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать совместное чтение в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как сделать книжку-самоделку».
Предлагаем индивидуальные консультации и беседы на темы: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша»
Провели собрание для родителей «Нравственное воспитание детей через сказку».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Создали уголок имиджтерапии. Создание уголка, дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. В этот уголок входит: большое зеркало, различные костюмы, аксессуары, шапочки к сказкам, маски, настольный, куклы-варежки.
Первый этап- подготовительный:
-подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстрированного материала;
- подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности, для коррекционной работы;
- составление перспективного плана мероприятий;
- проведение предварительной работы с родителями;
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Второй этап- практический:
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами;
Остановимся на практическом этапе. Наша работа началась с начала учебного года по формированию у детей моральных качеств, положительных навыков и привычек, необходимых для полноценной жизни в обществе. Детям предлагались сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как доброта, гостеприимство, милосердие,верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение и терпимость. Каждая тема начинается с беседы о каком- либо свойстве человеческой души, далее приводятся авторские стихи, русские народные пословицы и поговорки. Заканчивается тема сказкой.
Третий этап нашего проекта- заключительный:
На заключительном этапе работы над проектом мы планируем, что дети будут рассказывать придуманные свои сказки и показывать иллюстрации к ним. Затем мы соберём все сказки и оформим в группе, а также оформим альбом в формате А4 в который будут входить все рисунки проводимых конкурсов по сказкам.
В конце заключительного этапа предполагаем, что у детей будет развито
Позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
Деятельное отношение к труду.
Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Из сказанного хочу сделать вывод :
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют народные сказки в воспитании детей.
Свое выступление хочу закончить такими словами:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить