Юлия Крымова
Сказка и рисунок как основа учебного и личностного взаимодействия детей и взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Кругликова Анна Юрьевна,
канд. психол. наук, педагог-психолог,
Крымова Юлия Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»,
г. Таганрог
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигается задача нахождения оптимальных психолого-педагогических технологий для детей с ОВЗ, чтобы помочь им в преодолении нарушения и так организовать коррекционно-образовательный процесс, чтобы избежать отставания и в других сферах психики [8]. Особенно это важно для такой категории как дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, для которых характерны не только речевая недостаточность, но и интеллектуальные проблемы. Это препятствует функционированию приспособительных механизмов во взаимодействии с социумом.
Публикация «Сказка и рисунок как основа учебного и личностного взаимодействия детей и взрослых» размещена в разделах
Наш педагогический опыт в группе компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, связан с использованием некоторых элементов системы семейной групповой логопсихотерапии Н. Л. Карповой [5] – модификации методики групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой [6]. Так, библиотерапия как способ самостоятельной работы с художественным произведением с последующим написанием отзыва позволяет составить психологический портрет взрослого (ребенка) – «портрет неповторимости» (по Ю. Б. Некрасовой).
В силу возрастных возможностей реализовать метод библиотерапии с дошкольниками затруднительно. Но в психологической практике известен метод сказкотерапии, который вполне адекватен поставленным задачам и позволяет учитывать психологические особенности детей. Метод «проживания» художественного текста – сказки – становится для педагогов – способом постижения внутреннего мира каждого ребенка.
Метод сказкотерапии успешно развивается как один из способов преодоления детских проблем (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, А. В. Гнездилов, Д. В. Соколов и другие) [4]. И это неслучайно. Многие специалисты в области детской психологии и педагогики называют дошкольный возраст возрастом сказок, поскольку это наиболее любимый детьми литературный жанр. Для себя мы определили работу со сказкой как инструмент начального учебно-коррекционного взаимодействия, позволяющего наладить положительный контакт с детьми, которые пока еще не вполне освоились в группе, недостаточно понятно говорят и не могут рассказать о себе.
Изучив опыт использования сказкотерапии в дошкольной группе семейной логопсихотерапии (она функционирует в МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога с 2002 года) [2], мы определили комплекс методов и приемов, выступающий способом «прочтения» сказки :
совместное чтение-слушание произведения,
повторное чтение отдельных наиболее значимых или сложных для понимания отрывков,
последующая беседа о прочитанном,
игры-беседы с персонажами сказок,
игры-драматизации по сюжету сказки,
проработка поведения героев в движении и в речи, в психологических упражнениях [7].
Данный комплекс мы дополняем арт-терапевтическими средствами (рисование понравившихся эпизодов, лепка персонажей сказки или сказочного пространства, рисование и лепку дополняем природным материалом, что позволяет создавать удивительные сказочные композиции. Восприятию художественного текста помогают релаксационные и игровые методы, а также музыка, танцевальные движения. Подобная работа со сказкой помогает вызвать у детей эмоциональный отклик, отреагировать те чувства, которые вызваны темой сказки. Идентифицируясь со сказочным героем, ребенок примеряет этот образ на себя, хочет выразить в слове свое состояние, мысли. Это побуждает ребенка вступать в диалог с взрослым более свободно и открыто. А взрослый получает важную информацию о самом ребенке, его интересах, мечтах и желаниях.
Рисование на тему прочитанной и прочувствованной волшебной сказки фиксирует полученные детьми впечатления. Детские рисунки и другие творческие работы становятся важным средством, на основе чего можно проследить динамику осмысления сказки, эмоциональный настрой, особенности детских переживаний. Рисунок для дошкольника – это продукт творческой деятельности, поэтому он становится способом «прочтения» и «проживания» сказки. Но почему рисунок?
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в ней проявляется своеобразие многих сторон детской психики: восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. О значимости рисования и детских рисунков писали многие отечественные психологи. Л. С. Выготский в одной из своих работ подчеркивал, что рисунки детей являются символами предметов, так как имеют сходство с изображаемым, тогда как слово такого сходства не имеет. Слово становится знаком, и рисунок помогает сделать это. В связи с этим, по мнению Л. С. Выготского, рисунок, с психологической точки зрения, можно рассматривать как своеобразную детскую речь, а также – как подготовительную стадию письменной речи [1].
Исследователи изобразительной деятельности детей отмечают, что детское рисование – это: 1) один из видов аналитико-синтетического мышления, средство создания внутреннего, идеального плана деятельности (А. В. Запорожец); 2) форма усвоения социального опыта, так как дети не копируют воспринимаемые явления, а показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни (Л. С. Выготский); 3) деятельность, которая оказывает влияние на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка, на развитие его личности [3], [1].
Рисование организует умение ребенка не только внимательно смотреть, но и видеть, оно позволяет ребенку изображать окружающий мир по-своему. В своем рисунке каждый ребенок выражает свое отношение к тому, что рисует. Всегда можно увидеть, что ребенок считает главным для себя, а что второстепенным. С помощью доступных ему выразительных средств (цвет, форма, величина) ребенок в рисунке обозначает эмоциональный и смысловой центры. Фактически рисунок – это графическое высказывание ребенка о своих чувствах, переживаниях, впечатлениях. Поэтому посредством рисунка, это хорошо знают практические психологи, можно управлять эмоциональными состояниями ребенка, корректировать смысловое восприятие окружающей действительности, в том числе отношение к ней.
Детское рисование это еще и средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств» (В. Оклендер). Именно это наиболее ценно, когда мы анализируем рисунки детей по прочитанным сказкам. Центром детских рисунков всегда является герой (человек, животное) и его отношения с миром, с другими. Рисование на заданные темы и на основе чтения сказок выводит ребенка в мир социальных отношений, в мир взрослых, но все это, в конечном счете, есть отражение внутреннего мира ребенка.
Чтобы рисунок предоставлял максимально полную информацию о ребенке, необходимо организовать целостное восприятие сказки. Важно помнить, что восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека и нуждается во внешних опорах – картинках, иллюстрациях, реальной игре с сюжетом. Ребенок тогда понимает прочитанное, когда имеет возможность опираться не только на словесное описание, но и на изображение. В процессе восприятия сказки ребенок становится на позицию героя произведения, пытается, как и он, преодолеть стоящие на пути препятствия. Он как бы со-действует персонажу (А. В. Запорожец, что делает усвоение сказки творческим процессом, в основе которого – работа воссоздающего воображения.
Со-действие рождает со-переживание, что, по мнению психолога Д. Б. Эльконина, сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Он считал, что в хорошей сказке всегда как бы намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок в процессе восприятия («проживания», и ребенок идет по этой трассе. Если в сказке или в отдельной ее части этой трассы нет, ребенок перестает понимать содержание. Так, лирические отступления во многих сказках Г. X. Андерсена трудно воспринимаются ребенком, он начинает отвлекаться или отказывается от дальнейшего чтения.
Обобщая выше сказанное, отметим, что механизмами «проживания» сказки выступают организованное на материальных опорах восприятие, сопереживание, сочувствие, содействие героям произведения, а также особая атмосфера чтения-общения, которая в полной мере зависит от взрослого (педагога, родителя). Детский рисунок, являясь одной из форм «прочтения» сказки, выступает как квинтэссенция усвоенных смыслов и пережитых чувств. В рисунке интегрируется и фиксируется то, что ребенок понял, прожил, прочувствовал в результате слушания сказки. Анализ детских рисунков позволяет выявить степень понимания текста сказки, глубину вчувствования, интенсивность возникших в процессе чтения эмоций, их модальность, а также смысловой центр воспринятого и пережитого.
В то же время детский рисунок позволяет получить важную информацию об авторе – ребенке. Здесь находят свое выражение его психологические проблемы (страхи, тревожность, агрессивность, психоэмоциональные состояния, самочувствие, его сильные и слабые черты личности. Изобразительное творчество позволяет ребенку свободно выразить свое понимание текста, свои чувства, свои потребности и мечты, освободиться от негативных переживаний, если они были вызваны ситуациями, навеянными сказкой. Рисование в какой-то мере, как и художественный текст, по механизму идентификации делает ребенка героем изобразительного пространства. Здесь он начинает себя иначе чувствовать, получает некоторые личностные ресурсы, позволяющие ему справляться с речевыми трудностями.
В процессе работы с многочисленными рисунками детей, анализируя их, мы определили некоторые аспекты, на которые важно обращать внимание. Это своеобразные критерии диагностического осмысления детских рисунков :
1) какой эпизод сказки находит отражение в рисунке;
2) что является эмоционально-смысловым центром рисунка (то, что в центре, часто указывает на суть проблемы);
3) какие чувства вызывает рисунок, что в нем выглядит удивительным, особенным или странным;
4) какие герои сказки присутствуют в рисунке, их расположение на листе и относительно друг друга;
5) размеры и пропорции изображенных фигур и предметов, что преувеличено или преуменьшено;
6) есть ли в рисунке барьеры (вертикали, инкапсуляции (оболочки, линии, связующие или разделяющие героев, части рисунка;
7) общая цветовая гамма (настрой, а также цвет изображенных персонажей;
8) содержание комментария к рисунку и его соответствие тому, что нарисовано.
Собранный нами проективный рисуночный материал свидетельствует о том, что рисунки на темы прочитанных сказок позволяют фиксировать не только степень понимания и усвоения сказки, но и получать информацию о самом ребенке: его личностных особенностях, эмоциональных состояниях, основных психологических трудностях.
Таким образом, детский рисунок в семейной групповой логопсихотерапии дошкольников может быть рассмотрен как аналог речевого высказывания по поводу индивидуального «прочтения», «проживания» сказки, как способ общения с Другим графическими выразительными средствами. Сказка и рисунок – два важных инструмента, позволяющих в процессе коррекционно-педагогической работы в группе, установить с детьми основы учебного сотрудничества и личностного взаимодействия для достижения речевых успехов.
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
2. Глухова Н. В., Кругликова А. Ю., Янченко И. В. Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания /под ред. Н. Л. Карповой. М. ; СПб. : Нестор-История, 2011. С. 126-134.
3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] // Избр. психологические труды. / А. В. Запорожец. – М., 1996. – Т. 1. – С. 66.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 208 с.
5. Карпова Н. Л. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учебное пособие. 2-е изд. М. : МПСИ: Флинта, 2003. 200 с.
6. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дисс. в форме научн. докл. … докт. психол. наук. М., 1992. 45 с.
7. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред. -составитель А. Ю. Кругликова. Таганрог: изд-во «Нюанс», 2017. 242 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с дополнениями. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL : //https://alarsk.alaredu.ru/files/fgos_noo.pdf