Стрельцова Наталия
Сказка «Дюймовочка» для речевого развития детей через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
«Недаром дети любят сказку ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку, уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца…»
(Валентин Берестов)
Публикация «Сказка „Дюймовочка“ для речевого развития детей через театральную деятельность» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи. Учитывая актуальность проблемы, я поставила свою цель: развивать речь с помощью театра. Я разработала годовой проект на тему: «Театр и дети». Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Цель своего проекта: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность.
По реализации проекта «Театр и дети» мной организована и создана предметно-пространственная развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая художественно-эстетическому воспитанию: театральный уголок, ширма, музыкальный уголок, уголок ряженья. Данная развивающая среда построена с учетом принципов Монтессори педагогики. Разыгрывались небольшие сценки, например, изобразить, как мальчику подарили новую машину, как девочка заблудилась в лесу и другие. Причем, прежде чем предложить какое-либо задание воспитанникам, неоднократно упражнялась сама, потому что интонация голоса воспитателя – образец для подражания. После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», проводила с детьми викторину «Узнай сказку». Вопросы побуждают детей думать, рассуждать. Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам. Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. При этом использую не только традиционно народные сказки, но и те произведения, в которых прослеживается интеграция образовательных областей. Например, познавательные сказки «Разговор посуды», «Железный дровосек»; безопасные сказки «Кто бежит по проводам?», «Ножницы, катушки – это не игрушки»; общительные сказки «Волшебные слова», «Мои любимые игрушки»; эстетические сказки «Красота родной земли», «В мастерской художника»; добрые сказки «Гостеприимство», «Правда и ложь». Выбор роли осуществлялся при помощи карточек (каждому ребёнку достаётся карточка, на которой схематично изображён персонаж, по желанию детей. Часто дети выбирают тех персонажей, кому наиболее сочувствуют, сопереживают.
Чтобы помочь робкому и застенчивому ребенку раскрепоститься, назначаю его на главные роли. Ребенок может почувствовать себя наиболее значимым, проявить творческие способности.
В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т. д. ; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.
Благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра.
В старшей группе на 55%, по сравнению с началом года возросло умение составлять рассказы творческого характера из личного опыта, и 40% пользоваться при пересказе прямой и косвенной речью, сформирована монологическая и диалогическая формы речи. На 44% уменьшился низкий уровень речевого развития детей.