Багдагул Кажельдинова
Сказ о русском мастерстве
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказ о русском мастерстве»
Давным-давно на Руси жил молодой подмастерье Елизар. Пришел он как-то раз, к старому мастеру и спросил : - Как мне быстро стать мастером?
Мастер был мудрый человек. Дал он Елизару клубочек и сказал : «Не легко стать мастером, ты обойди-ка землю-матушку, да погляди чем живет люд русский. Гляди, может и научишься у русских мастеров. А клубочек тебе в подмогу».
Шел Елизар, да клубочек привел его в село Хохлома, что находится у реки Хохломки.
Публикация «Сказ о русском мастерстве» размещена в разделах
Клубок спросил у подмастерья : - Из чего делают изделия в этом селе? Елизар оглянулся по сторонам, а кругом лес. Догадался он, что местные умельцы изготавливают все из дерева. Тут же открылась перед ним дверь в цех. Встретили гостя хохломские умельцы радушно, показали свое мастерство и объяснили в чем секрет их ремесла. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят — протирают наждачной бумагой. Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. Покрывают «серебряным» порошком и расписывают черной, красной и зеленой красками. Чаще всего рисовали ягоды, цветы, траву. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Отсюда и название «золотая хохлома».
Поблагодарил Елизар умельцев и пустился в путь за клубком.
Долго ли али коротко шел наш молодой подмастерье, но оказался он перед небольшим городком. Снова клубок озадачил молодца. Говорит он «Каким путем можно получить краску небесной лазури и тихого заката?» А знал молодец ответ: - А надобно «разбелить» яркие краски синего и красного цвета.
Глядь, открываются ворота в городок под названием «Городец». Но неспроста клубок загадал такую загадку. Городецкие мастера расписывали деревянную посуду, мебель, да игрушки и использовали голубую, розовую, красную, синюю и зеленую краски. А еще оживляли роспись белым и черным цветом. Вся роспись состоит из элементов: круги, капли, дуги, точки, скобки. Самыми яркими были мотивы – розы, купавки, птицы и кони.
И здесь мастера поделились секретами росписи. Наш удалец старался все запомнить. Поклонился он земле городецкой и в путь пустился.
Впереди катится клубок и показывает дорогу. Вдруг он остановился и Елизар увидел, что дорогу закрыла широкая река. А за рекой раскинулась слобода Дымково. Вот клубок и говорит: «Отгадаешь загадку- появится мост. Не отгадаешь - вернешься домой ни с чем.
Веселая, белая глина, кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,
Собачки, гусары и рыбы. А ну назови-ка меня.
Отгадал Елизар загадку, потому как молва о дымковской игрушке далеко разнеслась. Вдруг появился мост и подмастерье перешел на другой берег.
Постучался Елизар в первую же хату. Пригласили его в дом, а там красота во всем. Повсюду игрушки расписные. За столом сидят искусницы и расписывают игрушки. Рассказали они Елизару как получаются изделия.
Зимой, когда топятся печи, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Дымковская игрушка изготавливается из красной глины. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень.
Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками.
Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки. Зато краски яркие какие! Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.
Присел за стол и подмастерье наш. Расписал он конька кружочками да точками. Подарили искусницы Елизару свистульки и попрощались.
Дальше покатился клубочек. И молодец не отстает.
Остановились они у окраины деревеньки. Клубок спрашивает: «А хочешь ли ты, Елизар, попасть в сине-голубую сказку?
- Очень хочу, да знать бы, что это за сказка.
- А вот послушай стих
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка -
Глазам загляденье,
Словно, весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье -
Русская, звонкая Гжель!
Вошел Елизар в деревню и диву давался – все, что находилось тут, было расписано в сине-голубом цвете. Тогда спросил подмастерье у жителей, как же так получилось. Пригласили жители гостя в мастерскую и научили лепить из глины. А затем и расписывать. Местные мастера рассказали, что сначала нужно вылепить изделие из фарфора, потом обжечь в печи. Затем покрыть белой краской, и уж потом после высыхания расписывать синей и голубой красками. Каждое изделие украшают вручную полосками, точками, волной, кустиком, лепестком и самым любимым элементом-капелькой. И снова в печь, а уже оттуда выходит посуда невиданной красоты.
Поблагодарил Елизар местных умельцев и отправился домой.
И чувствовал он себя самым счастливым человеком. Оттого молодец радовался, что земля русская богата мастерами.
Воротился подмастерье домой уже мастером на все руки.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!