Татьяна Локатинова
Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения дошкольников»
Цель: познакомить с методом ситуативно-имитационного моделирования, как способом формирования у детей знаний о безопасности, воспитание навыков осознанного, адекватного поведения в опасных ситуациях.
Публикация «Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения» размещена в разделах
В этом уч. году в нашей группе стартовал проект «Страна безопасности». Так как освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры, мы решили реализовывать с помощью метода СИМ.
Метод ситуативно-имитационного моделирования, построен на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.
Под этим методом понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней. Метод моделирования ситуаций применим практически к каждому разделу областной образовательной программы. Благодаря моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы.
Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность в его демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие бытовые ситуации с учетом активной позиции ребенка. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения. Именно указанный метод позволяет дошкольникам «проигрывать» стратегию поведения.
На основе теоретического анализа исследований определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми дошкольного возраста (они на слайде).
Предполагается, что, научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально пожароопасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
Методика работы предусматривает сначала взаимодействие воспитателя и детей в совместной игровой деятельности на позициях сотрудничества, а затем самостоятельное обыгрывание дошкольниками вариантов поведения в случае опасности на основе освоенной информации. Это даёт возможность подготовить ребёнка и максимально приблизить к ситуациям в доме, которые могут содержать угрозу.
Пример: для обыгрывания ситуации «На улице» необходимо специально изготовить макет улицы города, где разыгрывается ситуация опасного и не опасного поведения.
Нужно вспомнить вместе с детьми правила безопасности и на основании знания правил поставить около каждого предмета предупреждающий знак:
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей, ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды
деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру — дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Игровые занятия-ситуации лучше проводить во II половине дня.
Обучение детей правилам безопасного поведения осуществляется согласно перспективного плана, в котором содержатся игровые ситуации, позволяющие сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.
Чтобы разнообразить работу по этой теме, можно применять
инновационные методы. Пример новой игры — алгоритмическая, которая проводится на макете. Либо - мнемотаблицы. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.
В организованной деятельности особое внимание уделяется тому, чтобы помочь детям осознать ситуацию как проблемную, представляющую потенциальную опасность через выдвижение гипотез и прогнозов о «возможности — невозможности» двигательного действия для каждого ребенка или всей группы детей сначала в привычных, а затем в изменяющихся условиях.
Итак, моделирование опасной ситуации и выход из нее :
1. Ребенку предлагается поле для моделирования (картинка комнаты, кухни, детской площадки, лесной опушки или дороги)
2. Воспитатель сам предлагает назвать те или иные опасности, которые могут здесь быть. Например, на кухне может на столе лежать нож или бабушкины таблетки; в комнате может загореться телевизор, на дороге – машины, на детской площадке - опасные карусели и т. д.
3. После того, как ребенок перечислит те или иные потенциальные опасности, происходит переход именно к моделированию. Воспитатель ставит перед ребенком проблему. Например, ты в своей комнате и вдруг загорелся телевизор. Как ты поступишь и что тебе понадобится для выхода из этой ситуации.
4. Ребенок с помощью дополнительных мелких картинок рассказывает алгоритм ухода от опасности.
Как показывают результаты исследования, интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать домашние приборы. Детей можно учить пользоваться маленьким утюгом, пультом для ТВ, холодильником, настольной лампой… но такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Для этого со взрослыми проводится специальная подготовительная работа на консультациях.
Если у ребенка заранее будет заучен алгоритм выхода из опасности тем меньше вероятность того, что он поступит неправильно - спрячется под кровать при пожаре или постарается убежать от собаки, что делать ни в коем случае нельзя.
Проводя в группе ситуативно – имитационное моделирование, у детей появляется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.
Таким образом, в процессе моделирования ситуаций поведения детей в различных формах, формируется умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; умение понимать инструкции взрослого, просчитывать алгоритм своей деятельности; умение видоизменять накопленный опыт, способность обрабатывать и использовать критически осмысленную в игре информацию для планирования и осуществления своей деятельности, расширения сведений о мире.