Елена Филимонова
Ситуация успеха у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из годовых задач на текущий год была посвящена созданию ситуации успеха у дошкольников.
Проанализировав работу за год в своей подготовительной группе, я составила отчет за год о проделанной работе по ситуации успеха.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Публикация «Ситуация успеха у дошкольников» размещена в разделах
1)В нашей группе мы стараемся создать психологический климат, обстановку жизнерадостности, Это выражается в том, что ребенка приветливо встречают, здороваются, интересуются с каким настроением он пришел, обращают внимание на внешний вид – одежду, прическу, спрашивают как ребенок выбирал утром себе одежду, что на это повлияло, применяем дид. игры «Найди похожее по цвету», «Угадай у кого одинаковая одежда», «Кому эта одежда подойдет», «На что похоже одежда», «Какое настроение вызывает одежда».
2)Используем прием «неожиданная радость», зная индивидуальный уровень ребенка, подбираем такой комплекс заданий, чтобы дети могли с ним справиться. Задания даем не те, что дети уже выполняли и могут с ними справиться быстро, а чтобы они могли выполнить новое упражнение на основе своих знаний, преодолевая посильные трудности.
3)Приемом «ожидаемая радость» пользуемся, когда дети получают заслуженную оценку за свои старания. Взрослый оказывает помощь только в случае крайней необходимости. Ребенок знает, что он хорошо «поработал» над рисунком, постарался его сделать самым красивым, он ожидает получить похвалу и получает ее от сверстников, педагогов в словесном доброжелательном виде или мимикой, жестами, что стимулирует его на новые достижения.
4)Используем прием «Снятие страха», в котором прослеживается атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: улыбка, добрый взгляд, приветливость, расположенность, мягкие жесты и т. п.
5) Пользуемся приемом «авансировать успех» – объявляем о положительном результате до того как они получены, указывая на достоинства ребенка. Часто это применяем к неуверенным, стеснительным, детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их активность, находчивость, настроение.
6) В работе используем высокую мотивацию, с вопросами: Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого?
7) Так же применяем скрытую инструкцию предстоящей деятельности, посылаемая ребенку для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения (намёки, пожелания)
8) В нашей группе есть такой прием «персональная исключительность», когда отмечается важность усилий ребенка в предстоящей и совершаемой деятельности – мы хлопаем этому ребенку все вместе.
9) Используем краткое экспрессивное воздействие для мобилизации активности, примеры подобных высказываний: «Приступаем! За дело! И т. п.»
10) Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы обязательна: краткие реплики, телесный контакт, мимические жесты.
11)Оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы, то есть видим реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддерживаем детей.
12) Стараемся удивлять детей: приносим сюрпризы в виде интересных презентаций, любопытных фактов, рассказов, мультфильмов, предложений сделать что то новенькое, что еще не делали, провести опыт и др.
13) Учитываем личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.
14) Используем сюрпризные моменты, рефлексию деятельности, загадки, триз игру "Да-нетку".
15) Играем в подвижные игры на улице, и малоподвижные в группе, вызывая общую радость – когда успехам ребенка радуемся все вместе.
16) Развиваем положительную самооценку на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую», возможностей («У меня хороший голос - я смогу учиться пению», перспектив в развитии («Скоро буду школьником», в будущем у меня есть возможность стать.)
17)Формируем представления о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях между детьми и между взрослыми (например, «Когда я женюсь, то буду мужем, для своих детей я буду отцом»).
18) Формируем интерес к своей родословной посредством изображения генеалогического древа, рассматривания семейных фотоальбомов, рассказов об интересных случаях из жизни родственников.
19) Побуждаем поздравлять родителей и родственников с праздниками, развиваем чувство гордости за семью, используя почетные грамоты, награды родителей и родственников.
20) Закрепляем умение выполнять общественные обязанности, поручения, участвовать в коллективных делах (спектакли, дежурства, изготовление подарков для благотворительных акций и др.).
21)Продолжаем формировать представление о государстве (президент, правительство, армия, милиция и др., его символах (флаг, герб, гимн, закрепляем и расширяем представления о столице России, государственных праздниках, малой и большой Родине (достопримечательности, выдающиеся люди города или села, региона, страны, природа) на занятиях, в повседневной жизни, используя просмотры презентаций, фотографий, мульфильмов, настольно-печатные игры.
22) Формируя представления о населении разных стран, об их особенностях, о национальностях людей, воспитываем человеколюбие, толерантность, желание жить в мире со всеми народами;
23) Формируем представления о некоторых важных мировых событиях (например, Олимпийские игры, о месте России в мире (большое и сильное государство, которое уважают другие страны, стремящиеся жить с ним в мире).
Думаю что в нашей группе используется разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.