МААМ-картинки

Системный подход к профилактике речевых нарушений в детском саду

Мамаева Светлана
Системный подход к профилактике речевых нарушений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи:

1. словаря,

2. грамматического строя,

3. связной речи,

4. звукопроизношения.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

Hачало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Темочки:

Работа по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1- подготовительный; (Это услышанная речь взрослых, в нашем случае педагов и речь героев мультфильмов, зачастую она малопонятна для детей)

2 - уточнение артикуляции и произношения звука, его вызывание по подражанию.

3 - этап появления звука;

4 - этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

5 - развитие подвижности артикуляционного аппарата;

6 - развитие слухового внимания детей;

7 - развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Для того, чтобы достичь все выше упомянутые цели, необходим ежедневный системный подход, который способствует развитию речи и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Два последних пункта - развитие слухового внимания и развитие мелкой моторики пальцев рук нужно проводить в группах!

Артикуляционная гимнастика

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков в слове, стихотворении представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции.

В соответствии с образовательной программой в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе:

• Первые младшие группы - элементарные движения (часики, качели и др.

-вызывание звукоподражания для не говорящих детей:

Как плачет ляля (а-а-а) Как воет волк? (у-у-у)

Как шумит водичка? (с-с-с) Как гогочет гусь? (га-га-га)

• для детей 3-4 лет – гимнастика на свистящие звуки (С, З) и их мягкие пары +звук (Ч);

• для детей 4-5 лет - на шипящие (Ш, Ж, Щ,

• для для детей 5-6 лет – на сонорные звуки (Л,Р) и их мягкие пары.

Необходимо также использовать различные игры на развитие слухового (фонематического) внимания у детей, например «Поймай звук» с постепенным усложнением - выделение звука среди звуков, среди слогов, затем слов. Игра «Есть ли данный звук в слове?», «Где находится звук? (начало, середина, конец слова)», «Какой звук выделили голосом?», «Громче – тише прочитай данную букву».

Пальчиковая гимнастика

В детском саду широко представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук (мазайка, различные конструкторы и др.). Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений?

Дети при самостоятельной игре выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев.

В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием игр для мелкой моторики, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит, более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Необходимо использовать не только динамические, но и статические упражнения, такие как – покажи зайчика, волка, козу.

Подготовка к утреннику (уточнение артикуляции)

Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы при подготовке к утренникам. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений.

Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи.

Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Это происходит при подготовке к утреннику, где дети «оттарабанивают» слова текста, не проговаривая четко каждую фонему-звук, хотя данные звуки ребенок может произнести. Детям-логопатам трудно менять артикуляционную позу речевого аппарата в быстром темпе, а его просят не четко произнести, а быстрее. Это требует индивидуальной работы.

!Так же необходимо учитывать какой звук ребенок не произносит, и предлагать стихи для заучивания с меньшим его содержанием в словах.

Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием коротких чистоговорок на нарушенные звуки. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, а умеренно - медленном темпе.

Тактильные чистоговорки.

Так же, на мой взгляд, возникла необходимость ввести комплекс упражнений –тактильные чистоговорки. В основу комплекса вошли научные исследования о доминирующей роли руки и артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи.

Уменьшенное количество артикуляции звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии — точному воспроизведению звуков.

Были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.

Так, например, для свистящих звуков были выбраны чурбачки, веточки, палочки; для звуков [ш], [ж] — шишки. Проговаривание слогов, слов, чистоговорок с одновременной тактильной стимуляцией. Все движения выполняются ритмично, способствуя автоматизации звуков и профилактике нарушений слоговой структуры слова.

Например: 1. Шу-шу, Шу-шу-шу — Маше с Дашей напишу.

А) Шишка зажата между пальцами, ладони плотно прижаты.

Выполняем перекатывание шишки под слова чистоговорки (2—3 раза).

Б) Поочередно зажимать шишки руками.

В) Одновременно зажимать и разжимать шишки руками.

2. Использование элементов корригирующей гимнастики

Шишка лежит под стопой.

Выполняем перекатывание шишки под слова чистоговорки (2—3 раза, сначала одной ногой, затем другой.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:

«Воспитатели и логопед - не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется, чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и талантом, но и красноречием.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Системный подход к профилактике речевых нарушений в детском саду
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 18:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход к профилактике речевых нарушений в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Мамаева Светлана (УИ 1392060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД