яна коткина
Консультация «Системное мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мозг, хорошо устроеный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Мишель Монтель
Мир, в котором мы живем сложен и многогранен, множество явлений, связанных между собой, имеют причины и следствия, поэтому подготавливая ребенка к жизни в этом мире необходимо формировать в нем системное мышление. Невозможно передать ребенку абсолютно все знания об окружающем мире, но это и не требуется, задачей педагога, в первую очередь, является научить ребенка пользоваться информацией.
Чем отличается обучение от развития?
Обучение – это целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков.
Публикация «Консультация „Системное мышление“» размещена в разделах
Развитие – это приобретение новых качеств и улучшение результатов.
Процессы обучения и развития тесно переплетены между собой, если не отделять эти понятия, то есть риск, что пойдет перекос в сторону обучения. Если нагружать ребенка новыми знаниями, и не уделять времени на усвоение и интеграцию знаний велик риск, что знания не укрепятся, а мотивация на обучение пропадет. Развивая ребенка, мы подготавливаем базу для последующего обучения, тем самым повышаем шансы на успешное усвоение знаний.
Чем отличаются развивающий и обучающий (классический) подход к обучению?
При обучающем подходе мы знакомим ребенка с понятием и показываем как использовать это знание. Например весы, ставим груз 1кг и показываем «вот деления, они показывают вес». Развивается ли мышление при этом подходе? Возникает ли познавательный интерес?
Развивающий подход имеет другую структуру подачи информации. Мы знакомим ребенка с понятием через чувственный опыт. Мы задаем вопросы : «Что тяжелее? Большой камень или камушек?» ребенок легко справится с этим вопросом. Ребенок сравнивает предметы по величине, сравнивает их вес, взяв камни в руки. А что, если предметы настолько велики, что их нельзя взять в руки? Ребенок может сам придумать варианты, можно рассказать о мерах веса, которые применяли в древности, которые применяют в других странах, можно придумать свою меру веса вместе с ребенком. Решая такие познавательные задачи, ребенок развивает мышление, познавательный интерес. Преимущество развивающего подхода к обучению очевидно, через чувственный опыт знания укореняются и мотивация к обучению не только не гаснет, но и растет.
Познавательный интерес растет когда ребенок через чувственный опыт познает этот мир, а не смотрит на него только через картинки на обучающих карточках в развивающей игре. Научить искать нужную информацию, анализировать ее, развивать способность применить свои знания - важнейшая задача дошкольного детства. Лучше дать меньше знаний, но давать их в четкой системе, формируя привычку устанавливать причинно-следственные связи между элементами, чем обучать отдельным фрагментам. Причастность фрагмента к целой части уже знакомого явления необходимое условие обучения ребенка. Таким образом мы удовлетворяем пытливый детский ум с тысячей вопросов, от простого к сложному. При таком подходе необходимо помогать ребенку выстраивать связи между новыми явлениями и теми с которыми он уже знаком.
1. Дать явлению название. Формируем узнавание.
2. Объяснить каким образом явление появилось. Устанавливаем причинно-следственные связи.
3. Пояснить зачем это явление нужно, кому нужно, как это используется. Функциональность явления.
4. Обобщить понятие. Рассказать о множестве, в которое входит предмет.
5. Рассказать из чего явление состоит. Учим ребенка видеть части в целом.
6. Объяснить как явление связаны с другими явлениями. Определяем сходства и отличия.
Дать детям основу системного мышления в дошкольном детстве одна из основных задач которая стоит пред педагогом дошкольного образования. Неоценимый вклад в дальнейшую жизнь маленького человечка перед которым открыт большой интересный мир.