Елена Закарян
Системная модель знаний как инструмент изучения и анализа этнических систем народного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Е. С. ЗАКАРЯН, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 76», КРАСНОДАР
Введение
Народная педагогика различных этносов, являясь предметом этнопедагогики [1, 2,], как и всякая педагогика состоит из двух видов народной деятельности, объектом которой является ребенок, взятый от его рождения до совершеннолетия. Это есть деятельности по воспитанию и обучению ребенка. Первая направлена на формирование личности достойной общества, а вторая – на формирование системы знаний этой личности, обеспечивающей социальную полезность личности в обществе [3].
Темочки:
В современном обществе в силу возникновения и мощного развития институтов образования, выраженных в системе образовательных учреждений, народное обучение практически исчезло, а народное воспитание еще присутствует в семьях, где бережно хранят в семейных традициях народный опыт воспитания ребенка. Поскольку воспитание и обучение это единый образовательный процесс, возникает необходимость согласования народного воспитания, имеющегося во многих семьях различных национальностей, с воспитанием и обучением, реализуемыми в образовательных учреждениях общества. Как это понятно, всякое несоответствие этнических народных систем воспитания и обучения общественным системам образования при своем развитии может привести к противоречиям, затем конфликтам и, наконец, к несовместимости, а это уже трагедия всех народов.
Проблема, обусловленная этим несоответствием, прежде всего, актуализируется в дошкольных образовательных учреждения, затем в школах, приобретая характер противоречия, а затем в образовательных учреждениях высшего образования, выражая себя в форме конфликта. Основное влияние на состояние этой проблемы оказывает, прежде всего, развитие системы обучения в образовательных учреждениях общества, которое (развитие) ни как не учитывает особенности существовавших этнических систем народного обучения, а осуществляется на основе достижений современной науки и не только педагогической. Это актуализирует в этнопедагогических исследованиях исследования этнических систем народного обучения. При этом возникает задача не совсем типичная для этнопедагогики, которая стремится, прежде всего, выявить специфические, характерные для данного этноса, характеристики и свойства народного обучения [4, 5]. Здесь же необходимо выявить общие для всех народных систем обучения моменты. Причем здесь имеются в виду не просто общие, как отличные от частных специфических моментов народного обучения, а именно речь идет об общности в самих специфических характеристиках и свойствах систем народного обучения различных этносов. Иначе говоря, ставиться задача, найти те устойчивые связи и закономерности, единые для всех систем обучения, которые позволят не только выявить и описать, но и объяснить до полной ясности это внешнее многообразие, разнообразие и специфику систем народного обучения различных этносов. Только через ясность и понимание этнических систем народного обучения можно создать современную образовательную систему многонационального общества, отождествляющую в себе все этнические системы народного обучения в их различии, т. е. в их ни как не затронутой специфике, особенности и уникальности.
1. Обоснование системного подхода
Для решения сформулированной выше задачи применение известных методов этнологии, опирающихся на эволюционную или диффузионную теорию развития этноса, очевидно, будет не достаточно. «Наша попытка выяснить теоретические основания этих противоположных путей этнологического исследования говорит о слабой доказуемости главных их предпосылок и о том, что в обоих случаях перед нами произвольная схема единого культурного процесса» [6].
Здесь требуется надежная теоретико-методологическая основа, позволяющая осуществлять логическое обоснованное конструирование системы обучения вообще, а затем эти логические конструкции систем обучения рассматривать как алгоритм, или правило для применения общепринятых методов этнологии, таких как изучение письменных источников, устных преданий и археологических материалов; сравнительное языкознание; полевые исследования; методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии. Такой теоретико-методологической основой может и должна быть общая теория систем, необходимость которой убедительно декларировал Людвиг фон Берталанфи в середине прошлого века [7]. К сожалению, до сегодняшнего дня такая теория так и не сформировалась. Однако в науке прочно утвердил себя системный подход, как научное направление, определяющее концепцию и методологию исследования объектов как систем.
Рассматривая обучение как коллективную деятельность обучаемых и обучающих, можно неоспоримо утверждать, что для осуществления такой деятельности в обществе необходимо целостное и устойчивое социальное образование для любой формы хозяйствования этого общества. Это значит, что обучающая деятельность формирует в обществе структуру, т. е. является системой. Поэтому мы вполне правомерно говорим: «система обучения», если под этим подразумеваем обучающую деятельность. Это уже требует системного подхода для исследования всякого обучения, в том числе и особенно народного обучения в различных этносах.
Второй момент, который необходимо отметить и осмыслить это результат народной и общественной обучающей деятельности. Всем понятно, что результатом обучающей деятельности есть знания обучаемых, которые формируются усилиями обучающих и обучаемых тоже в процессе обучающей деятельности. Что это за знания и для чего тратятся усилия народа, общества, чтобы обучающие получили эти знания? Ясно, что не для праздного любопытства, стало быть, для пользы народу, обществу, которая (польза) только и может выражаться в продуктивной деятельности обучаемого. Поэтому всякое народное или общественное обучение направлено на формирование таких знаний у обучающего, которые бы обеспечили его эффективную продуктивную деятельность на пользу народу, обществу. Всякая продуктивная деятельность в обществе и для пользы народа, общества требует в обществе целостного и устойчивого социального образования, т. е. является системой, так как формирует структуру в обществе. Отсюда следует, что знания и народного обучения, и общественного обучения есть знания системные. Что значит системные знания?
Во-первых, системные знания, взятые сами по себе, по-видимому, должны представлять собой целостное смысловое образование в сознании обучаемого в любой момент его обучения. Во-вторых, системные знания, взятые в соотнесение с фактической реальностью бытия, должны отображать в сознании обучаемого фактическую систему продуктивной деятельности обучаемого на пользу народу, обществу, опять же в любой момент его обучения. Таким образом, знания как результат народного или общественного обучения есть система.
Этот вывод позволяет здесь утверждать о безусловной необходимости применения системного подхода для формирования теоретико-методологической основы решения сформулированной в этой работе этнопедагогической задачи.
2. Диалектико-системологическая модель знаний
Системный подход в современном своем состоянии предлагает исследователю множество концепций построения теории систем [8]. Однако в этой работе нет необходимости делать какой-либо аналитический разбор этих концепций, но следует отметить, что проведенный анализ позволил остановиться на диалектико-системологической концепции построения общей теории систем [9], которая как нельзя лучше соответствует сформулированной здесь задачи.
В соответствии с диалектико-системологической концепцией общей теории систем, изучаемый объект описывается исходной диалектической конструкцией, задающей его структуру как системы внутренней и внешней сущности, составляющих содержательную антиномию, и структурной связи, обеспечивающей их синтез в целостное образование. При этом задается системология как содержательное смысловое конструирование, представляющее собой модификацию чистой диалектики применительно к содержательным категориям и соответственно содержательным антиномиям.
Применение данной концепции позволило предложить следующую диалектико-системологическую модель знаний
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика. Учебное пособие, 2-е издание. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
3. Кукушин В. С. Этнопедагогика. – М. : Издательства МПСИ и МОДЭК, 2002. – 304 с.
4. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев. – М. : "Гелиос АРВ", 2007. – 383 с.
5. Чуриков И. А. Этнопедагогика народов мари. – М. : Издательство «Академический проект», 2005. – 304 с.
6. Боас Ф. Методы этнологии / Пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. – СПб. : Университетская книга, 1997. – Т. 1. – С. 519-527.
7. Bertalanffy L. von. General Systems Theory. Foundations, Development, Applications. L., 1971.