Татьяна Цесарова
Система упражнений по коррекции и координации движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с косоглазием и амблиопией компенсация зрительной недостаточности и коррекция нарушений координации движений могут осуществляться в процессе развития компенсаторных факторов: сохранных анализаторов, речи и мышления, а также за счет активизации двигательной деятельности. Для этого необходимо, чтобы ребенок овладел простыми движениями. Без овладения элементарными движениями дети не смогут усвоить более сложные координационные упражнения и их элементы, присущие почти каждому основному движению. Поэтому, прежде чем перейти к прямому обучению основным движениям (разные виды ходьбы, бега, прыжки, метание, лазанье, мы разработали серию простых упражнений, которые способствуют развитию согласованной деятельности рук и ног.
Публикация «Система упражнений по коррекции и координации движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией» размещена в разделах
Целью ежедневных коррекционных индивидуальных занятий являлось развитие координационных механизмов движений, выработка согласованной деятельности правой и левой рук и ног, совместной деятельности рук и ног, накопление индивидуального опыта детей, установление связи с восстановительным лечением.
На начальном этапе обучения ежедневные занятия по развитию координации проводились с каждым ребенком индивидуально. Длительность одного занятия составляла 5-6 мин. время для их проведения выделялось в режиме дня: с частью детей занятия проводились с детьми, утром, сразу после прихода детей из дома; находящимися в группах с круглосуточным пребыванием, - после завтрака, до и после дневной и вечерней прогулки, а также после дневного сна.
По структуре индивидуальные занятия просты, значительно отличаются от общепринятых физкультурных занятий и включают набор специальных упражнений трех групп : коррекционные упражнения для рук, ног, для рук и ног.
Для развития координации рук и ног, для выработки их совместной ритмизованной деятельности было проведено 14 индивидуальных занятий. Каждое занятие имело 3-4 задачи и включало 7-8 упражнений на развитие координации движений рук и ног. Для примера приводим некоторые из них.
ЗАНЯТИЕ 1.
Задачи. Учить использованию зрительного контроля за движением руки, сопровождать взором движения одной руки (1,2,6 упражнение).
Научить правильно держать голову при выполнении упражнений (4-7 упражнение).
Развивать ритмизованные движения рук и ног (1-7 упражнение).
Содержание упражнений :
1. И. п. Основная стойка. На счет 1-2 протянуть правую руку вперед, держать на уровне плена, показать внешнюю в и. п. (6 раз).
2. И. п. то же. 1-2 - протянуть левую руку вперед, держать на уровне плеча, показать внешнюю сторону ладони. 3-4 – вернуться в и. п. (6 раз).
3. И. п. стать ноги вместе, руки на поясе. 1-2 – правую ногу отставить вправо. На 3-4 – вернуться в и. п. (6 раз).
4. И. п. то же. На счет 1-2 – левую ногу отставить влево. На 3-4 – вернуться в и. п. (6 раз).
5. И. п. основная стойка. 1-2 – одновременно выставлять прямые руки вперед, удерживать их на уровне плеч, показать внешнюю сторону ладоней (7 раз).
6. И. п. то же. 1-2 – поочередно выставлять правую и левую руки вперед, удерживая руку на уровне плеча. Показать внешнюю сторону ладони (4 раза для каждой руки).
7. И. п. стать ноги вместе, руки на поясе. На счет 1 – правую ногу отставить вправо. 2 – вернуться в и. п. 3 – левую ногу отставить влево. 4 – вернуться в и. п. (4 раза для каждой ноги).
ЗАНЯТИЕ 2.
Задачи. Закреплять умения детей сохранять правильное положение головы при выполнении упражнений (1-8 упражнение).
Развивать ритмизованные движения рук и ног (1-8 упражнение).
Учить детей дифференцированным действиям правой и левой руки (1-2, 3, 6, 8 упражнение).
Содержание упражнений :
1. И. п. Основная стойка. 1-2 протянуть правую прямую руку вперед, на уровне плеча, показать внутреннюю сторону ладони. 3-4 – вернуться в и. п. (7 раз).
2. И. п. то же. 1-2 - протянуть левую прямую руку вперед на уровне плеча, показать внутреннюю сторону ладони. 3-4 – вернуться в и. п. (7 раз).
3. И. п. стать ноги вместе, руки на поясе. 1-2 – правую ногу отставить вперед на носок. 3-4 – вернуться в и. п. (7-8 раз).
4. И. п. то же. 1-2 – левую ногу отставить вперед на носок. 3-4 – вернуться в и. п. (7-8 раз).
5. И. п. стать ноги вместе, руки внизу. 1-2 – одновременно выставлять прямые руки вперед, удерживать их на уровне плеч, показать внешнюю сторону ладоней (7 раз).
6. И. п. : стать ноги вместе, руки на поясе, 1-2 – одновременно выставлять прямые руки вперед на уровне плеч, показать внутреннюю сторону ладоней (4 раза для каждой руки).
7. И. п. : основная стойка. 1-4 – поочередно отставить правую ногу вперед на носок, левую вперед на носок (4 раза для каждой ноги).
8. И. п. : стать ноги вместе, руки прямые вперед на уровне плеч. 1-8 – поочередно показывать правую ладонь внешней стороной, левую ладонь внутренней стороной (4 раза для каждой руки).
ЗАНЯТИЕ 3.
Задачи. Закреплять дифференцированные действия правой и левой руки (1,3,6,8 упражнение).
Закреплять содружественные действия ног (4,5,7 упражнение).
Учить использованию вестибулярной регуляции в ритмизованных действиях обеих ног (4,5,7 упражнение).
Учить сохранять положение рук на одном уровне (3-8 упражнение).
Содержание упражнений :
1. И. п. основная стойка. 1-2 протянуть правую руку вперед, на уровне
плеча, ладонь поставить боком (7 раз).
2. И. п. то же. 1-2 - протянуть левую руку вперед на уровне плеча, ладонь поставить боком (7 раз).
3. И. п. стать ноги вместе, руки на поясе. 1-2 –- протянуть одновременно прямые руки вперед, поставить ладони боком. 3-4 – вернуться в и. п. (8 раз).
4. И. п. ноги вместе, руки внизу. 1-правую ногу отставить назад, поставить на носок. 2 – приставить к левой ноге (8 раз).
5. И. п. то же. 1- левую ногу отставить назад, поставить на носок. 2 – приставить к правой ноге (7 раз).
6. И. п. : основная стойка. 1-2 протянуть поочередно правую и левую руки вперед, поставить ладони боком (4 раза для каждой руки).
7. И. п. : ноги вместе, руки на поясе. 1-2 – протянуть поочередно правую и левую руки вперед, поставить ладони боком (4 раза для каждой руки).
8. И. п. : ноги вместе, руки прямые вытянуты вперед на уровне плеч, ладони внешней стороной. 1-4 – поставить правую ладонь боком, левую внутренней стороной. 5-8 – левую ладонь поставить боком, правую внутренней стороной (4 раза для каждой ладони).
Своеобразие упражнений на координацию состоит в том, что они предполагают одновременную работу рук, ног и зрения. В методику индивидуальных коррекционных занятий включались упражнения для тренировки глазных мышц. Введение таких упражнений диктуется тем, что при амблиопии необходима тренировка глаз с целью их активизации. Работа мышц глаза направлена на правильную фиксацию взора, сосредоточение на движениях и сочетается с отдыхом. Для этого детям предлагалось выполнить упражнение без участия зрения. Т. е. с закрытыми глазами. При выполнении упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Звуки музыкальных игрушек.
Систематический контроль врача-офтальммолога за проводимыми занятия показал, что негативных отклонений в глазодвигательных функциях и рефракциях глаза не наблюдалось. Офтальмологическое исследование детей в экспериментальных группах, где в течение года проводились индивидуальные занятия, включающие тренировку мышц глаза, отмечает стабилизацию остроты зрения у детей, а в некоторых случаях имеется тенденция к ее повышению.
Эффективность усвоения движений и развития мышц глаза была достигнута также за счет применения игровых приемов. Для этого отдельные упражнения имели такие названия: «Петрушка», «Светофор», «Велосипед», «Часовой» и др. Действия, связанные с конкретным образом, способствовали выработке согласованной деятельности рук и ног в разном темпе, выполнению их из разных исходных положений, снятию зрительного напряжения и повышению эмоционального настроя детей к занятиям.
Для детей дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начиналось с показа и подробного объяснения. При показе давался правильный образец выполнения движения на координацию в целом и последовать каждого элемента. Показ взрослого осуществлялся на близком расстоянии от ребенка, так как зрительное восприятие в окклюзионный период снижено, а характер лечения исключает зрительное напряжение. На первом этапе обучения взрослый и ребенок находились на таком расстоянии, что при вытянутых руках могли касаться друг друга. Для этого ребенок вставал на специальную подставку, высота которой регулировалась до уровня руки взрослого. Одновременные действия рук взрослого и ребенка стимулировали качественное выполнение заданий.
Занятия проводились в коррекционном зале перед стенным зеркалом (размером 1.5х3м, которое применялось для самоконтроля движений в упражнениях на координацию. На одном индивидуальном занятии детям предлагалось 7-8 упражнений, каждое упражнение повторялось от 3 до 8 раз.
Коррекционная направленность предложенной системы занятий состоит в том, что они решают комплексно задачу развития движений и зрения, а также оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка. Так, выполнение согласованных действий рук и ног в одном и разных направлениях способствует усвоению детьми различного ритма с одновременным движением разных конечностей, налаживает и автоматизирует согласованную деятельность рук и ног у детей с косоглазием и амблиопией, являющуюся основным критерием координации движений. Специальные упражнения по развитию глазодвигательных функций улучшают подвижность мышц глаза, развивают способность длительно удерживать взор на выполняемых действиях, способствуют объединенный работе глаз, совершенствуют их координацию. Общеукрепляющий характер занятий состоит в том, что они повышают работоспоспособность мышц всего организма, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тем самым способствуя укреплению общего состояния здоровья детей. Кроме того, занятия на координацию движений позволили детям успешнее овладеть основами координационных механизмов в сложных локомоторных актах, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании.
Таким образом, своевременное проведение коррекционной работы по развитию движений на координацию с опорой на компенсаторную деятельность позволяет совершенствовать двигательную сферу детей с нарушениями зрения, развивать нарушенные функции, а также укреплять глазные мышцы и улучшать рефракцию глаза.