Анна Колобова
Система работы «Умные бусинки» по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Колобова Анна Валерьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ д/с № 65 г. Волжского Волгоградской области
Пояснительная записка
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) социализация затруднена особенностями в развитии сенсорных и моторных систем в сочетании с недостатками интеллекта. У детей этой категории недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, им трудно выразить свои мысли, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими.
Публикация «Система работы „Умные бусинки“ по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Поэтому одной из важнейших задач дошкольного периода считается развитие коммуникативности ребёнка, как важнейшей части социализации.
В основе системы «Умные бусинки» лежит идея, что детям с ОВЗ необходимы занятия, которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение ими предметного и социального мира, а с другой - способствуют развитию психических функций, мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, морально – волевых качеств.
Вышесказанное обусловило выбор педагогических технологий, адаптированных для организации образовательного процесса в системе "Умные бусинки".
• Авторская технология М. И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» (Санкт-Петербург)
• Технология наглядного моделирования
• Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения
• Здоровьесберегающие технологии – игры и упражнения для пальчиков
Обоснование выбора технологий
Бусы – основное оборудование авторской технологии М. И. Родиной «Бусоград» - это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, умение договариваться о выполнении общей творческой работы, способствует развитию мелкой моторики, конструктивных, изобразительных способностей ребенка, творчества. Помимо этого, ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер.
Внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает мелкую моторику и, как следствие, речь детей.
Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей помогают организовать образовательный процесс на уровне возможностей и способностей ребенка, позволяют сохранить его индивидуальность, помочь ему поверить в свои силы.
Технология наглядного моделирования является перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. Один из приемов работы – использование пиктограмм – символических изображений, заменяющих слова. При использовании данной технологии активно развиваются умственные способности.
Цель:
Создание условий для овладения ребенком с ОВЗ предметного и социального мира для его успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Содействовать усвоению детьми ценностей, принятых в обществе, обогащению представлений о предметном и социальном мире
2. Помочь формированию основ безопасного поведения; готовности к совместной деятельности со сверстниками
Коррекционно-развивающие:
3. Способствовать развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, зрительного, слухового, пространственного восприятия, воображения, памяти
4. Развивать коммуникативные навыки
Коррекционно-воспитательные:
5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, усидчивость, навыки самоконтроля.
Планируемый результат:
• Расширение представлений о предметном и социальном мире, ценностях, принятых в обществе, о безопасном поведении в социуме и природе;
• Способность к совместной деятельности со сверстниками
• Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, восприятия, зрительно-моторной координации, воображения, памяти;
• Проявление качеств усидчивости, терпения, аккуратности, сообразительности.
Оборудование:
бусы разного цвета и разной длины, карточки со схемами построения изображений из бус, шкатулка, иллюстративный материал (печатный, с использованием ИКТ)
Тематический план образовательной деятельности
I этап. Ознакомительный
Цель: Знакомство с оборудованием, его особенностями, освоение начальных приемов действий с ним.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.
Игры-упражнения: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный. Знакомство с предметами
Цель: совершенствование представлений о предметах с помощью выкладывания контуров, обогащение словаря.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.
Игры-упражнения: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.
Игры-упражнения: «Парусник», «Домик» и т. п.
III этап. Конструктивный. Моделирование социальных ситуаций
Цель: освоение доступных детям социальных отношений, развитие эмоционального интеллекта.
Работаем над выкладыванием моделей эмоций, как реакций на ценности, принятые в обществе, на ситуации безопасного поведения в социуме и природе.
Игры-упражнения: «Мне грустно-весело», «Хорошо или плохо», «Построй вместе с другом», «Поменяйся местами»
IV этап. Творческий
Цель: помочь развитию творческого воображения ребенка, самостоятельности, способности к совместному участию в общем деле.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, составление картин на предложенный сюжет, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинам.
Игры-упражнения: «Мой дом», «Мой город», «Полянка», «Зимняя сказка», «Морское царство», «Прилетели птицы», «Рисуем что хочется» и т. п.
Содержание образовательной деятельности
«Вступительная сказка»
Мы живем в замечательном городе. В нашем городе много жителей – дети – мальчики и девочки, взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки… А еще в нашем городе живут Умные бусинки. Вот они! (открывается шкатулка с бусами).
Умные бусинки рассказывают детям интересные сказки о нашем городе, любят играть.
«Я открою вам секрет, бусами можно рисовать! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»
Игры-упражнения
«Шкатулочка с бусами»
Кисти рук прижаты друг к другу «лодочкой». Внутри находится нитка бус.
«Жили-были бусы в шкатулочке, её можно потрясти и услышать, звук. На что он похож?» Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Поднимитесь, покажитесь,
А теперь вы спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить, поменяв положение рук.
«Вертушка»
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь вы спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Пальцами одной руки поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Повторить другой рукой.
«Дорожка»
Это важное упражнение, так как технически любое изображение начинается с «дорожки».
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.
«Нарисуем вместе»
Оборудование: картинки с изображением разных предметов, бусы.
Цель: Развитие коммуникативного навыка - действия в совместной деятельности со сверстниками. Развитие фантазии, накопление словаря.
Содержание. Педагог: «Ребята, сейчас мы будем рисовать одну большую общую фигуру: например, домик– вот такой. (Показывает картинку с изображением домика). Садитесь на ковер. Кто будет рисовать стены, кто крышу? и т. д. Рисуйте дом бусами.
«Какое настроение»
Цель: Развитие восприятия, внимания, воображения.
Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бусы, крупные бусины.
Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении (показать мимикой). Предложить детям выложить бусами (нарисовать) лицо – загадку.
Работа с родителями
Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от степени вовлеченности родителей. Можно содействовать их заинтересованности в развитии детей посредством игр с бусами, использую нижеследующие формы:
1) совместные образовательные мероприятия в ДОУ
2) еженедельные беседы на возникающие вопросы
3) родители помогают в создании условий в группе, создают условия дома
4) знакомство с игровыми заданиями системы «Умные бусинки»
5) родители берут фото пособий и оборудования для создания образовательных условий дома
Использованная литература:
1. Родина, М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки : Методическое пособие по интеллектуально творческому развитию детей 2—7 лет / М. И. Родина. – Санкт-Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2014. – 35 с.
2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – Москва: Народное образование, 2005. – 556 с.