Водяницкая Людмила
Система работы с детьми с РАС по развитию мелкой и крупной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позво- ляющих учитывать особые образовательные потребности такого ребенка посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
На диагностическом этапе работа с этими детьми направлена на выявление: недостат- ков; резервных возможностей в социальном, психическом развитии; индивидуальных особенностей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и осо- бых образовательных потребностей детей с РАС. Каждый специалист сопровождения (воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию, тьютор (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), проводят диагностику для определения уровня актуального развития ре- бенка. Кроме того, воспитатели анализируют социальную ситуацию развития детей.
Публикация «Система работы с детьми с РАС по развитию мелкой и крупной моторики» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
После проведения диагностики на плановом (внеплановом) заседании психолого-педаго- гическом консилиуме (ППк) МКДОУ №97 разрабатывается индивидуальный образователь- ный маршрут (ИОМ) в соответствии с заключениями ТПМПК. На данное заседание ППк при- глашаются родители (законные представители) ребенка, где они получают возможность озна- комиться с АОП или ИОМ и задать возникшие вопросы специалистам сопровождения.
По результатам диагностики специалистами сопровождения определяются индивидуальные темы, через которые будут решаться задачи, поставленные в ИОМ. Спецификой работы с ребен- ком с РАС является взаимодействие внутри стереотипной игры, с постепенным расширением, с незначительным введением нового, повторением одних и тех же игр, приемов и методов на определенную индивидуальную тему, которой придерживаются все педагоги сопровождения.
Одним из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы является разви- тие мелкой и крупной моторики, которые тесно связаны с речевым, психическим и лич- ностным развитием ребенка.
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в манипулировании руками ребенка: вкла- дываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие дей- ствия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным дви- жениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — раз- витие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто пока- зать (он не умеет подражать в отличие от других детей, но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
При проведении игр и упражнений следует соблюдать рекомендации:
- систематичность проведения игр и упражнений;
- использовать принцип «от простого к сложному»;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положитель- ном эмоциональном фоне;
- любое достижение ребенка обязательно отмечается педагогом (словесное одобре- ние, фишки, тактильный контакт, кивок головы и т. д.).
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:
1. массаж и самомассаж;
2. пальчиковые игры;
3. игры с предметами и материалами;
4. изобразительная деятельность.
Кроме мелкой моторики у детей с РАС недостаточно развита крупная моторика. Дети не могут бросить мяч (и другие физические снаряды) и удержать его в руках, не могут поймать мяч, перешагнуть через препятствия. Главная задача инструктора (специали- стов сопровождения) - установить доверительный контакт, чтобы ребенок двигался, участвовал в занятии (выполнял упражнения).
Занятия с детьми с аутизмом проводятся индивидуально, их продолжительность зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. На занятиях по физической культуре и плаванию необходимо использовать метод цикличности. Они строятся на знакомых для ре- бенка упражнениях, когда он может выполнить упражнение, тогда добавляется следующее.
Часто в работе с детьми с РАС используются карточки с изображением человека и его действиями, это необходимо для того, чтобы ребенок лучше понимал, какое упражнение нужно выполнить. Из таких карточек можно составить целый план занятия, понятный для ребенка (например, по физической культуре: первая карточка – марш, вторая пере- шагивание; на занятиях по плаванию: первая карточка – дуем на шарики, вторая – ны- ряем и т. д.). Все команды ребенку повторяются и показываются инструктором несколько раз, выполняются вместе с ним.
Данные упражнения используется не всегда в одном и том же занятии, могут варьи- роваться в зависимости от физических способностей и эмоционального настроя ребенка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста с РАС при взаимодействии со специ- алистами сопровождения и родителями способствует улучшению физического и психи- ческого здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.