Ирина Андреева
Система работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию речи дошкольников
Андреева Ирина Дмитриевна, воспитатель
дошкольных групп МАОУ «Чечулинская СОШ»
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Исходя из многолетней практики моей работы с детьми - дошкольниками я могу говорить о том, что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой темп
Публикация «Система работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
овладения речью. Всегда есть категория детей, словарный запас которых ниже нормы по количественным и качественным показателям. Пассивный словарный запас, позволяющий детям понимать обращенную к ним речь, как правило, у большинства детей сформирован. А вот активный словарь у детей часто явно недостаточен. Дети мало используют в речи слова - действия, слова - признаки, заменяя их мимикой, жестами, движениями. Долго подыскивают нужное слово или показывают жестом: «Ну, вот такой вот!». В активном словаре практически отсутствуют синонимы, антонимы, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании.
Опыт моей работы показал, что словарь ребенка развивается при активном ознакомлении с окружающим миром: в игровой, познавательной, бытовой, продуктивной деятельности в детском саду и дома.
Проектирование педагогического процесса натолкнуло меня на создание и использование системы работы по использованию словесных игр для разви-тия активного словаря дошкольника.
В своей работе с детьми в группе я успешно использую словесные игры, которые способствуют расширению объема словаря, формированию понимания значения слова, представлений о конкретных и существенных признаках предмета, связи слов в речи.
Важное место в этой системе уделяется общению родителей с ребенком, поэтому им я даю рекомендации, выполнение которых способствует обогащению активного словаря детей:
1. Нобходимо сопровождать любое взаимодействие с ребенком речью, на-зывая предметы, их признаки, действие, объясняя явление.
2. Учить малыша обследовательским действиям с проговариванием, опре-деляя свойства и качества предмета (величину, цвет, форму, запах, вкус, качества предмета на ощупь).
3. Использовать в разговоре с ребенком только положительные образцы речи.
4. Побуждать к речевому общению, учить давать полный ответ.
5. Задавать ребенку вопросы, требующие развернутого ответа.
На ознакомительном этапе можно предложить ребенку :
1. Рассмотреть предмет или его изображение, называя его: «Это яблоко».
2. Обследовать предмет вместе с ребенком, называя его качества. (Какое яблоко по весу, запаху, вкусу, твердости. Какие части присутствуют. Узнавать предмет из числа других на рисунках, фотографиях).
3. Продемонстрировать действия предмета с их названием. (Как ты дума-ешь, что может делать твоя машинка)
4. Рассматривая предметы (их изображения) с отсутствующими частями, ответить на вопросы «Чего нет у чайника? Сможем мы налить чай, если нет носика? Для чего нужен носик чайнику?». Тем самым формируем представление о функциях частей предметов, развивая логическое мышление.
5. Рассматривая предметы, изготовленные из различного материала, проговаривать названия материалов и их качеств, расширяя объем словаря.
С возрастом игры для детей усложняются. Поэтому в «Домашнюю игротеку» для родителей я помещаю уже другие игры.
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА
Игра на формирование и уточнение представлений об особенностях внешнего вида, типа «Я предмет не покажу, я о нем все расскажу» (Например, у этого предмета есть кабина, кузов, колеса, руль, фары. У этого предмета есть дно, стенки, крышка, ручка, носик и т. д.).
Игра «Это». (Например, это оранжевый, круглый, сочный. Это - прыгает, плавает, квакает. Это - живет, в лесу шипит, жалит и т. д.).
Игры на расширение словаря синонимов (спешит - торопится, сверкает - блестит, глядит- смотрит, запах - аромат, грустный - печальный и т. д.
Игры на расширение словаря антонимов. (Например, «Все наоборот» : горячий - холодный, толстый - тонкий, редко - часто, легко-тяжело).
«Закончи предложение» (Утро закончилось, а начинается … Днем светло, а ночью…. Люди уважают правду и презирают….
Игры на формирование связи слов. Например «Подбери признак». (Хлеб (какой, сосна (какая) «Чей, чья, чье» (След (чей) лисий, волчий. Лапа (чья) лисья, волчья и т. д.). «Подбери действия к названию предмета» (Ива (что делает) растет, зеленеет, шелестит, осыпается и т. д).
«Подбор максимального количества слов к названию действия» (Висит (кто, что) гимнаст, флаг, обезьяна, яблоко). «Составь предложение из заданных слов» (Бабочка - цветок. Девочка - земляника).
Игры на развитие понимания существенных признаков предметов и обобщающих понятий. Например, «Раз, два, три - деревья назови» (или предметы мебели назови.)
«Что общего?» (муха, оса, бабочка - насекомые)
«Четвертый лишний, почему?» (туфли, босоножки, носки, тапки.)
«Бывает - не бывает» (фрукты растут на грядках, из ягод варят суп.)
Игры, формирующие представления детей о структуре значения слова. Например, «Угадай о чем, о ком расскажу» (Этот предмет нужен на кухне, в нем хранят сахар.) «Это живое» (Летает по воздуху, каркает.)
Замечательными источниками для создания системы работы явились книги :
О. С, Ушакова «Придумай слова». - Т. Ц. «Сфера». Москва2009г.
О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх». - «Детство - Пресс», Санкт-Петербург.
Л. М. Шипицина «Азбука общения» - «Детство-пресс» С-П62003г.
А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей 3-7лет» -Москва. «Мозаика-Синтез». 1990г.