Получи документы

Система работы по развитию речи дошкольников

Ирина Андреева
Система работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы по развитию речи дошкольников

Андреева Ирина Дмитриевна, воспитатель

дошкольных групп МАОУ «Чечулинская СОШ»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.

Исходя из многолетней практики моей работы с детьми - дошкольниками я могу говорить о том, что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой темп

Публикация «Система работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

овладения речью. Всегда есть категория детей, словарный запас которых ниже нормы по количественным и качественным показателям. Пассивный словарный запас, позволяющий детям понимать обращенную к ним речь, как правило, у большинства детей сформирован. А вот активный словарь у детей часто явно недостаточен. Дети мало используют в речи слова - действия, слова - признаки, заменяя их мимикой, жестами, движениями. Долго подыскивают нужное слово или показывают жестом: «Ну, вот такой вот!». В активном словаре практически отсутствуют синонимы, антонимы, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании.

Опыт моей работы показал, что словарь ребенка развивается при активном ознакомлении с окружающим миром: в игровой, познавательной, бытовой, продуктивной деятельности в детском саду и дома.

Проектирование педагогического процесса натолкнуло меня на создание и использование системы работы по использованию словесных игр для разви-тия активного словаря дошкольника.

В своей работе с детьми в группе я успешно использую словесные игры, которые способствуют расширению объема словаря, формированию понимания значения слова, представлений о конкретных и существенных признаках предмета, связи слов в речи.

Важное место в этой системе уделяется общению родителей с ребенком, поэтому им я даю рекомендации, выполнение которых способствует обогащению активного словаря детей:

1. Нобходимо сопровождать любое взаимодействие с ребенком речью, на-зывая предметы, их признаки, действие, объясняя явление.

2. Учить малыша обследовательским действиям с проговариванием, опре-деляя свойства и качества предмета (величину, цвет, форму, запах, вкус, качества предмета на ощупь).

3. Использовать в разговоре с ребенком только положительные образцы речи.

4. Побуждать к речевому общению, учить давать полный ответ.

5. Задавать ребенку вопросы, требующие развернутого ответа.

На ознакомительном этапе можно предложить ребенку :

1. Рассмотреть предмет или его изображение, называя его: «Это яблоко».

2. Обследовать предмет вместе с ребенком, называя его качества. (Какое яблоко по весу, запаху, вкусу, твердости. Какие части присутствуют. Узнавать предмет из числа других на рисунках, фотографиях).

3. Продемонстрировать действия предмета с их названием. (Как ты дума-ешь, что может делать твоя машинка)

4. Рассматривая предметы (их изображения) с отсутствующими частями, ответить на вопросы «Чего нет у чайника? Сможем мы налить чай, если нет носика? Для чего нужен носик чайнику?». Тем самым формируем представление о функциях частей предметов, развивая логическое мышление.

5. Рассматривая предметы, изготовленные из различного материала, проговаривать названия материалов и их качеств, расширяя объем словаря.

С возрастом игры для детей усложняются. Поэтому в «Домашнюю игротеку» для родителей я помещаю уже другие игры.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Игра на формирование и уточнение представлений об особенностях внешнего вида, типа «Я предмет не покажу, я о нем все расскажу» (Например, у этого предмета есть кабина, кузов, колеса, руль, фары. У этого предмета есть дно, стенки, крышка, ручка, носик и т. д.).

Игра «Это». (Например, это оранжевый, круглый, сочный. Это - прыгает, плавает, квакает. Это - живет, в лесу шипит, жалит и т. д.).

Игры на расширение словаря синонимов (спешит - торопится, сверкает - блестит, глядит- смотрит, запах - аромат, грустный - печальный и т. д.

Игры на расширение словаря антонимов. (Например, «Все наоборот» : горячий - холодный, толстый - тонкий, редко - часто, легко-тяжело).

«Закончи предложение» (Утро закончилось, а начинается … Днем светло, а ночью…. Люди уважают правду и презирают….

Игры на формирование связи слов. Например «Подбери признак». (Хлеб (какой, сосна (какая) «Чей, чья, чье» (След (чей) лисий, волчий. Лапа (чья) лисья, волчья и т. д.). «Подбери действия к названию предмета» (Ива (что делает) растет, зеленеет, шелестит, осыпается и т. д).

«Подбор максимального количества слов к названию действия» (Висит (кто, что) гимнаст, флаг, обезьяна, яблоко). «Составь предложение из заданных слов» (Бабочка - цветок. Девочка - земляника).

Игры на развитие понимания существенных признаков предметов и обобщающих понятий. Например, «Раз, два, три - деревья назови» (или предметы мебели назови.)

«Что общего?» (муха, оса, бабочка - насекомые)

«Четвертый лишний, почему?» (туфли, босоножки, носки, тапки.)

«Бывает - не бывает» (фрукты растут на грядках, из ягод варят суп.)

Игры, формирующие представления детей о структуре значения слова. Например, «Угадай о чем, о ком расскажу» (Этот предмет нужен на кухне, в нем хранят сахар.) «Это живое» (Летает по воздуху, каркает.)

Замечательными источниками для создания системы работы явились книги :

О. С, Ушакова «Придумай слова». - Т. Ц. «Сфера». Москва2009г.

О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх». - «Детство - Пресс», Санкт-Петербург.

Л. М. Шипицина «Азбука общения» - «Детство-пресс» С-П62003г.

А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей 3-7лет» -Москва. «Мозаика-Синтез». 1990г.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 13 октября 2023 в 13:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева (УИ 3301128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД