Пирожкова Ольга Ивановна
Система работы по развитию общей и мелкой моторики, зрительно-двигательных координаций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию общей и мелкой моторики, зрительно - двигательных координаций у детей дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н. э. в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Публикация «Система работы по развитию общей и мелкой моторики, зрительно-двигательных координаций у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Нашей народной педагогикой созданы такие игры, как «Ладушки», «Коза-рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук,но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев :
1. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска» и другие. Также актуальны движения сопротивления : например, игра «хома- хомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка»- раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак – кулачок», «ладушки-ладушки».
4. Движения пальцев с предметами : карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, бусинками, прищепками.
5. Игры с мозаикой.
6. Игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, скатывание бумаги в шарик.
8. Действия с толстыми нитками.
9. Действия с ножницами
10. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.
11. Действия с водой: переливания воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.
12. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
13. Действия с мелкими предметами, игрушками.
14. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
15. Рисование на бумаге пальчиками.
16. Показ пальчиками сказок, несложных сюжетов по рассказам.
При проведении данной работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно!
У ребенка должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой как с предметам, так и без них.