Гульнара Ихсанова
Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста.
I. Актуальность проблемы эмоционального благополучия ребёнка.
Тема эмоционального благополучия и самочувствия ребенка является очень актуальной, особенно В настоящее время. Эмоции ребёнка - сигнал взрослым о его состоянии. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они выполняют регулирующую и охранную функции; помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения, способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия. Формирование эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР является центральным звеном в системе психологической коррекции. Практика работы в специализированном детском саду показывает, что большинство детей с ЗПР не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По внешним эмоциональным проявлениям дети с ЗПР не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Эмоции таких детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны.
Публикация «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов.
В нашем детском саду основное внимание при работе с детьми с ЗПР уделяется коррекции познавательной сферы дошкольника. Однако для данной категории детей накопление и развитие эмоциональных образов является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений.
Важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняющее его позицию, так как к нему начинают предъявляться значительно более сложные с личностной точки зрения требования. А значит, необходимо формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми; формирование навыков взаимодействия и общения.
Эмоциональнее неблагополучие ребенка, как правило, вызвано его плохим самочувствием. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т. д. Поэтому, одна из важных задач, стоящих перед ДОУ, - охрана нервно- психического здоровья детей, осуществляемая специальными психолого- педагогическими средствами. В данном направлении актуальной является профилактика эмоционального неблагополучия детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Эта деятельность помогает успешнее справиться с трудностями адаптации. При поступлении в детский сад многие дети переживают адаптационный стресс. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития коммуникативных навыков. Особенно дети нуждаются в обеспечение физической и психологической безопасности. Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущения. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания. Положительные эмоции стимулируют ребенка к активной познавательной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста достаточно проработана в теории. В ней описаны ключевые механизмы, влияющие на эмоциональное самочувствие ребенка. Менее раскрыт в теоретическом плане вопрос о профилактике эмоционального неблагополучия. Традиционные взгляды на эту проблему связаны с коррекционной работой по выявленным нарушениям.
Поэтому нами разработана система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста, которая включает в себя три основных направления: работа с детьми, организация предметно-развивающей среды и работа с родителями (см. таблица «Модель «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия»).
Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике:
• По степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода в группе выявлено 80% детей с лёгкой степенью (10-15 дней, 20% со средней степенью (месяц). С тяжёлой степенью не выявлено.
• В группе создана такая психологическая атмосфера, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы. Дети с удовольствием приходят в детский сад, делятся своими проблемами, радостями, переживаниями.
• В группе низкая заболеваемость, учитывая младший дошкольный возраст, ослабленный иммунитет, наличие различных заболеваний у детей.
• У детей к концу года наметился рост уровня сформированности коммуникативных навыков, социальных эмоций.
• В нашей группе налажена взаимосвязь с родителями. Они активно участвуют в жизни группы.
• В группе созданы следующие условия, обеспечивающие психологическую безопасность личности ребё нка: комфортная для психологического состояния ребёнка организация режимных моментов; система профилактики негативного эмоционального состояния средствами физического воспитания; работа с природным материалом (глиной, песком, водой). Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций; музыкальная терапия; контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок; предоставление ребёнку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы; контроль самочувствия и настроения ребёнка, своевременная их коррекция; создание предметно – развивающей среды, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Используя данную систему, можно получить устойчивые положительные результаты при условии принятия и реализации системы всеми участниками педагогического процесса: воспитателями, родителями, психологом и другими специалистами детского сада.
II. Пояснительная записка к перспективному планированию работы с детьми.
1. Работа проводится в форме подгрупповой интегрированной деятельности, индивидуальных занятий, психогимнастики, игр и игровых упражнений.
2. Образовательная деятельность проводится с детьми 3-5 лет, по подгруппам и включает в себя интеграцию областей «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».
3. Продолжительность – 15 -20 минут.
4. Игры на развитие социально – эмоциональной сферы, коммуникативные игры проводятся как физминутки, на прогулках, на утренней гимнастике, в свободное время.
5. При разработке конспектов были использованы: опыт работы Л. Постоевой, Г. Лукиной (цикл занятий «Путешествие в Страну красок»); пособие «Игра как средство социально – эмоционального развития детей 3-5 лет» (составитель Р. А. Жукова); пособие «Развитие эмоционального мира детей» (автор Н. Л. Кряжева, методическое пособие «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» (автор Е. А. Алябьева).
III. Перспективный план работы с родителями.
Месяц
Формы работы
сентябрь - Праздник для детей и родителей «Здравствуй, детский сад!».
- Родительское сочинение «Мой малыш».
- Консультация «Как помочь ребёнку в период адаптации»
- Родительское собрание «Первый раз в детский сад»
октябрь - Анкета для родителей (автор Л. В. Макшанцева) «Оценка психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у ребёнка преимущественно в домашних условиях»
- Школа для родителей «Здоровый малыш»
- Консультация «Эмоции в жизни ребёнка»
ноябрь - «День открытых дверей» : НОД «Путешествие в Страну красок» (с детьми, посещающими ДОУ более полугода)
- Семинар – практикум «Снятие психоэмоционального напряжения, негативных эмоций»
декабрь - Анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребёнка (автор Т. А. Данилина)
- Совместное оформление развивающей среды
январь - Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»
- Памятка для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»
февраль - Памятки для родителей «Признаки психоэмоционального напряжения»
- «Игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение»
- НОД «Путешествие в Страну сказок»
март -Круглый стол «Как помочь эмоциональным детям»
- Смотр – конкурс «Игрушка своими руками»
апрель - НОД «Заколдованные краски»
- Консультация «Родительские установки и их влияние на развитие детей»
май - Праздник для детей и родителей «В гостях у Королевы- кисточки»
- Оформление уголка «Маленькие художники»
- Итоговое родительское собрание
IV.Модель «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия».
Организация предметно – развивающей среды
Создание содружества «Педагоги – родители» Игротерапия
Снятие негативных эмоций :
• Уголок уединения
• Сенсорномоторные зоны
• Уголок «Мы познаём мир»
Стимулирование двигательной активности:
• Уголок «Маленькие спортсмены»
• Уголок «Мы играем»
• Уголок «Маленькие конструкторы»
Стимулирование художественной деятельности:
• Уголок «Маленькие музыканты»
• Уголок «Мы играем в театр»
• Уголок «Маленькие художники»
• Уголок «Здравствуй, книжка!» • Участие родителей в процессе адаптации
• Посещение на дому
• Совместная организация развивающей среды
• Консультации. Беседы
• Анкетирование
• Родительские собрания
• Совместные праздники и развлечения
• «Дни открытых дверей»
• Выставки, конкурсы • Утренняя эмоционально – стимулирующая гимнастика
• Игры – занятия
• Контактные игры
• Терапевтические игры
• Игры на выражение различных эмоциональных состояний
• Психогимнастика
• Игры на снятие психоэмоционального напряжения
• Подвижные игры
• Индивидуальная работа