Анна Чулкова
Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-драматизация ( иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей (помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли) еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.
Публикация «Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:
- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;
- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;
- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;
- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;
- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, герои становятся образцами для подражания.
Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней.
Включение детей раннего возраста в театрализованную деятельность предусматривает ряд этапов: от восприятия художественного текста до самостоятельной игровой деятельности. Опыт показал, что работа над сказкой, от знакомства с произведением до показа спектакля занимает несколько недель (от трех до восьми). В этот период сказка легко запоминается детьми.
Первый этап театрализованной деятельности посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Его цель - обогащение познавательного и эмоционального опыта.
В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н. С. Карпинская). От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником сказки.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводилась работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения).
Материалы предметно-развивающей среды стимулировали интерес детей к общению с книгой.
На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.
Второй этап театрализованной деятельности посвящен освоению специальных умений для становления позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа нужно начинать с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима специальная работа - образно-игровые этюды. Ступени театрализованной деятельности на этом этапе следующие:
• имитация отдельных действий человека, животных и птиц (вы – лягушата, покажите, как скачут лягушата);
• имитация нескольких действий в сочетании с передачей основных эмоций героя ;
• имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей под музыку ;
• импровизация с одним персонажем по текстам, которые читает воспитатель;
• ролевой диалог героев сказок;
• инсценирование фрагментов сказок о животных.
Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали ролевые диалоги всех героев. Методами руководства игрой-драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Важным условием успешности работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды, которую необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дети начинают инсценировать сказки, если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы би-ба-бо.
В группе создавались разнообразные виды театров: фланелеграф, ложечный и настольный театры для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов, которые позволяли создать благоприятный климат для общения, способствующий эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии, стимулирующий коммуникативную активность детей и побуждающий их к общению со сверстниками, взрослыми.
Изготавливались различные маски, шапочки, элементы костюмов для выполнения этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга.
Подбиралась фонотека из детских литературных и музыкальных произведений.
Третий этап театрализованной деятельности посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», которые реализуются в совместной игровой и речевой деятельности. На данном этапе осуществляется интеграция видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной и др.
На третьем этапе уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
В игре создавались условия для развития общения между детьми : игры организовались с разным числом участников, объединялись отдельно играющие группы детей общим сюжетом. В свободное время ребенок или группа детей, не мешая другим, могли использовать все находящиеся в «театре» предметы. В результате этого развивались способы игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра. Для вовлечения детей в ролевое взаимодействие большое значение уделялось диалогам. Для этого брали сказки и стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваивались играющими, реплики дети исполняли по очереди, меняясь.
Театрализованная деятельность – это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, родители. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовались разнообразные формы работы : консультации, выставки совместных работ детей и родителей, мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.
В заключение можно выделить некоторые особенности организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни :
- театрализованные игры должны быть не продолжительны по времени и просты по своей организации;
- их можно проводить во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда элементы театрализации можно включать в занятия;
- в содержание игры можно включать проблемные ситуации, которые должны разрешать дети в процессе взаимодействия;
- просмотр вместе с детьми видеозаписи их игр-драматизаций вызывает огромный интерес и является стимулом речевой и творческой активности детей;
- наблюдение является основным методом диагностики речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни;
- театрализованная деятельность – хорошая основа для организации проектной деятельности в ДОУ с привлечением родителей.
Литература
1. Антипина Е. А. Театральная деятельность в детском саду. – М., 2007.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2004.
3. Самошина Т. Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания // Дошкольное воспитание. – 2011 – № 7.