Папки-передвижки

Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте

Елена Митюнина
Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Митюнина Елена Ивановна

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №188, г. Тольятти, воспитатель.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Публикация «Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Особую роль в эстетическом воспитании играет изобразительная деятельность. Она оказывает специфическое влияние на развитие детей, является вариантом познания действительности и имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного, двигательного восприятия, обеспечивается развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребёнка, его воображения и творческих способностей.

Основная цель нашей работы - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, формирование умения и навыков работать вместе, строить общение, подготовить почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Нами были поставлены следующие задачи:

- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

- развивать художественно-творческие способности, технические умения и навыки детей;

- воспитывать устойчивый интерес у старших дошкольников к созданию оригинальных.

В начале учебного года нами был проведён мониторинг, с целью выявления навыков и умений детей по образовательной области «Художественное творчество», формирования интегративных качеств. Выявлено: многие дети не умеют смешивать краски для получения нового цвета, иногда рисуют небрежно, как бы наспех, заходят за контур при раскрашивании. Дети считают свой рисунок законченным, хотя над ним ещё надо поработать : придать выразительность, сделать деталировку, закрасить фон. Многие затрудняются в создании композиции и размещении на листе.

Для получения результатов по ОО «Художественное творчество» в группе была создана система работы по художественно – эстетическому воспитанию. Пересмотрено и обновлено содержания образовательного процесса по художественно-продуктивной деятельности; пересмотрено перспективно-тематическое планирование, использование таких технологий, как ТРИЗ, «Незаконченный рисунок» и т. д., которые направлены на развитие мышления, воображения и внимания детей. Созданы условия для художественно-эстетического воспитания через использование учебно-методических пособий, д/игр «Подбери палитру», «Найди пару», «Преврати фигуру», «Выложи узор» и т. д. Важную роль играет интегративный подход с другими образовательными областями, как «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение х/литературы», «Социализация», «Музыка»; работа с родителями.

Система педагогического взаимодействия педагога и детей строится в 3 направлениях:

- НОД по ОО «Художественное творчество»;

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

В совместной деятельности воспитателя и детей используются разнообразные формы и методы работы :

- развлечения;

- дидактические игры;

- выставки рисунков и поделок;

- создание книг;

- самоделок, подарков.

В формировании художественно - творческих способностей детей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно - творческих видов деятельности. Поэтому мы старались любой вид творческой работы детей подкреплять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, прослушиванием музыки, игрой-драматизацией). Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов (музыкального руководителя, психолога, руководителя кружка «Ступеньки творчества»).

Но особое значение для решения данного вопроса, мы уделяли центру продуктивной деятельности. Предметно - развивающая среда в нём помогает детям проявить творчество, самостоятельность, даёт возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами, даёт возможность увидеть определённый предмет с разных точек зрения.

В художественно-эстетическом центре группы представлена традиционная среда. Это разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, цветная и белая бумага, кисточки разного размера и назначения, салфетки, восковые мелки и многое другое. Традиционная среда помогает сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краску и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественное творчество».

В центре представлена и нетрадиционная среда: фантики, нитки, цветные стёклышки, свечи, ватные палочки, природный материал, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания. Имеются материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная, печать по трафарету, поролоном, пластилинография, которые постоянно дополняются. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать. Создаётся среда, способствующая развитию ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях.

Для успешного освоения материала с детьми проводится предварительная работа :

- беседа;

- наблюдения за сезонными изменениями в природе, за живыми объектами;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений на дисках;

- лепка, аппликация;

- составление рассказов по картине;

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек народных промыслов;

- экскурсии по территории детского сада.

В режиме дня помогают решать поставленные задачи коллективная работа детей, которую мы планируем во второй половине дня. Коллективная форма работы формирует умения и навыки работать вместе, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, развивает привычку взаимопомощи. Дети самостоятельно распределяют работу, стремятся к согласованным действиям, учатся выслушивать мнение друга, аргументировать своё, творчески общаться и сотрудничать. У них появляются дополнительные трудности, которые решаются совместно.

Вместе с детьми сделано коллективное панно «Золотая осень», «Улицы нашего города», поздравительные открытки ко дню рождения детей. В группе были оформлены выставки детских рисунков под названием «Что полезно для здоровья», «Спортом занимайся!», альбом «Витамины растут на ветке», индивидуальная выставка работ Арины Пятаевой под названием «Красивые цветы». Нами была организована выставка детского творчества «Зимний пейзаж», «Скоро Новый год». Так же детские работы использовались для украшения группы и раздевалки к празднику «Здравствуй, Осень! В гости просим!» и к новогоднему утреннику.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребёнка необходимо согласование усилий д/с и семьи. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через «Дни открытых дверей», родительские собрания «Игра, как средство эмоционального раскрепощения», консультации «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей», оформление статей «Мы рисуем», папок – передвижек «Развитие творческих способностей детей», стенгазет. Так же организовывались выставки совместного творчества родителей и детей «Осенние поделки», «Новогодние украшения». Семьи привлекались к изготовлению костюмов к праздникам, участию в городских конкурсах «Снеговики, которые не тают» (Темновы, Гусевы, Воронцовы, Земсковы, Бондарцевы, «Ёлочка - гори!» (Горловы, Воронцовы, в которых были награждены грамотами и памятными призами.

На данном этапе работы по развитию творческих способностей детей мы добились следующих результатов: дети научились изображать предметы и сюжеты необычными способами и приёмами, применять разнообразные материалы и инструменты, использовать элементы декора в своих рисунках, стали более смелыми в реализации собственных замыслов, самостоятельными в организации рабочего места. Но многие нуждаются в руководстве взрослого, в самостоятельной деятельности повторяют рисунок так, как рисовали в НОД. Некоторые не могут удержаться от штампов (как общих – солнышко с лицом и лучиками – палочками, рисование деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева). Поэтому следует особое внимание уделять анализу детских работ, достижения ребёнка оценивать с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками. Необходимо продолжать работу : способствовать развитию изобразительных навыков и умений; развивать внимание и усидчивость; учить свободно выражать свой замысел; побуждать к творческим поискам и решениям.

В результате нашей работы мы сделали вывод, что для успешного получения результатов необходимы следующие условия:

- личностно-ориентированный подход, который выражен в отборе действий, помогающий оформить эффект успеха;

- активность воспитанника в выбранной им деятельности;

- уважительное отношение к творческим попыткам воспитанника, к его успехам и неудачам, создание психологического комфорта, поддерживание атмосферы взаимной радости от достижений воспитанника.

Литература:

1. Больгерт Н., Больгерт С. Г. Мультстудия Пластилин – Москва: Робинс, 2012

2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми – Москва: ТЦ Сфера, 2010

3. Королёва С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет – Волгоград: Учитель, 2010

4. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет – Москва; Мозаика-синтез, 2010

5. Лыкова И. А. Развитие ребёнка в изобразительной деятельности; Справочное пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2011

6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегративные занятия в ДОУ – Москва: ТЦ Сфера, 2011

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.

Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 июля 2014 в 11:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Митюнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД