елена зинатуллина
Система работы консультативного пункта в дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
На базе дошкольной группы МБОУ "Крутоярская СОШ" с 2016 года открыл свои двери консультационный пункт для родителей (законных представителей, детей не посещающих ДОУ.
Темочки:
Общение с родителями позволило выявить наиболее актуальные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Это:
Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу
проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ
не достаточная информированность родителей
Цель создания консультационного пункта :
обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания
Основными задачами пункта являются :
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
К основным проблемам с которыми сталкиваются родители, можно отнести:
— невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания.
— преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
— соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам.
— готовность ребёнка к школьному обучению.
Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного пункта.
1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы). Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону. Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики
2. Одной из традиционных форм взаимодействия с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.
3. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.
.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинской сестры.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В консультационном пункте родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Анализируя деятельность по работе консультационного пункта, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
— нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;
— отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребё нка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов пункта.
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего пункта с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.