Елена Стёпина
Система педагогического мониторинга МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В п. 3.2.3 Стандарта говорится о том, что при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики.
Эту оценку мы связали с освоением основной образовательной программы по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Слайд №2
Публикация «Система педагогического мониторинга МБДОУ» размещена в разделах
Наша педагогическая диагностика разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Конвенция о правах ребенка ООН;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ «Детский сад «Ладушки»
Слайд №3
При разработке нашей системы мониторинга педагогического процесса мы опирались на авторские методики:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. М. : Мозаика-Синтез 2012.
• Петрова Е. А., Козлова Г. Г. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО. Методическое пособие. СПб. : ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
• Ветлугина Н. А., Кснеман Л. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение 1983.
• Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина и др. – 2003.
• Методы обследования речи детей / под ред. Проф. Г. В. Чиркиной – М. : Аркти 2005.
• Кушнир Н. Я., Антипенко О. Е. Диагностика психологической готовности ребенка к школе. Методические рекомендации – Мн., 1991.
• Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. : Книголюб 2004.
Слайд №4
Цель педагогической диагностики – выявление результативности образовательного процесса, изучение качественных показателей достижений детей при освоении основной образовательной программы.
Результаты диагностики мы используем для решения следующих задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Мы проводим диагностику по этапам:
сбор информации
обработка информации
распространение информации
хранение информации.
Слайд №5
Структура нашего мониторинга :
- определение объекта мониторинга;
- определение сроков и периодичности сбора информации;
- разработка диагностических карт, утверждаемых в ДОУ для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге;
- подбор инструментария (формы, методы);
-определение формы фиксации результатов (в баллах);
-определение ответственных за сбор и хранение информации;
- анализ результатов мониторинга;
- проектирование работы с детьми.
Объектом мониторинга является качество образовательного процесса.
На педсовете мы решили, что проводить диагностику будем 2 раза в год: в сентябре и в мае. В сентябре, в начале учебного года, она помогает нам выявить наличный уровень развития, а в мае, в конце учебного года, наличие динамики развития детей.
Педагогическую диагностику мы осуществляем через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы в течение времени пребывания ребенка в ДОУ (с 07.00 до 19.00, исключая время, отведенное на сон).
Время, отведенное на диагностику, составляет две недели.
Слайд №6
Нами разработаны диагностические карты по образовательным областям.
Результаты освоения образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Дата: сентябрь 2015 года Группа: 2 младшая
Воспитатели: Жукова Е. В., Трифонова М. А.
№ п/п Ф И ребенка Игровая деятельность Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Средний балл Уровень
с м с м с м с м с м с м
1 1 1 2 1 1 с
2 2 1 0 0 1 с
3 1 0 1 0 1 с
4 1 1 0 0 0 н
5 1 1 2 2 2 в
6 2 2 1 2 2 в
7 1 1 1 1 1 с
8 1 0 1 0 1 с
9 0 0 1 0 0 н
10 2 1 1 1 1 с
в – высокий уровень – 20% с – средний уровень – 60%
н – низкий уровень – 20%
Слайд №7
Для каждого раздела образовательной области мы определили показатели, по которым проводится оценка
Показатели
освоения основной образовательной программы
во второй младшей группе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Игровая деятельность
1. Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя
2. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения
3. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх
4. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театр)
5. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок
6. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев
7. Может принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале)
2. Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
1. Образ Я. Умеет называть свое имя.
2. Семья. Знает имена членов своей семьи.
3. Детский сад. Умеет ориентироваться в групповом помещении и на участке.
4. Родная страна. Называет город, в котором живет.
3. Самообслуживание, трудовое воспитание
1. Культурно-гигиенические навыки. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, следить за своим внешним видом, аккуратно умываться.
2. Самообслуживание. Умеет пользоваться столовыми приборами, может помогать накрывать стол к обеду
3. Общественно-полезный труд. Убирает за собой игрушки, соблюдает порядок в помещении, на участке.
4. Труд в природе. С помощью взрослого поливает комнатные растения, сажает лук, очищает дорожки от снега.
5. Уважение к труду взрослых. Оказывает помощь взрослым, имеет представление о труде воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, врача, продавца, повара, шофера, строителя.
4. Формирование основ безопасности
1. Безопасное поведение в природе. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными
2. Безопасность на дорогах. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения
3. Безопасность собственной жизнедеятельности. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду
Слайд №8
Степень проявления показателя:
Высокий уровень:
2 балла (часто) - проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т. д.
Средний уровень:
1 балл (иногда) - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
Низкий уровень:
0 баллов (крайне редко) - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
Слайд №9
Общие результаты диагностики по всем образовательным областям мы заносим в итоговую таблицу по группе.
Результаты освоения образовательной программы
Дата: сентябрь 2015 года Группа: 2 младшая
Воспитатели: Жукова Е. В., Трифонова М. А.
№ п/п Ф. И. ребенка Социально-коммуникативное
развитие Познавательное развитие Речевое
развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое
развитие Средний балл Общий уровень
с м с м с м с м с м с м с м
1. 1 1 0 1 2 1 с
2. 1 2 1 0 1 1 с
3. 1 0 0 0 1 0 н
4. 0 0 1 1 1 1 с
5. 2 1 1 0 1 1 с
6. 2 2 1 1 1 1 с
7. 1 2 1 1 1 1 с
8. 1 1 1 0 1 1 с
9. 0 1 0 1 1 1 с
10. 1 1 0 1 1 1 с
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 90%
Низкий уровень – 10%
В данном случае, процент освоения программы составляет 0.
Основные методы, которые мы используем - это наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, диагностические задания.
Педагогическую диагностику проводят воспитатели и специалисты.
Педагоги анализируют полученные результаты мониторинга в каждой группе, определяют уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий, причины тех или иных результатов освоения Программы.
По результатам анализа проектируем (корректируем) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.
Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга проводим на педагогическом совете. По итогам обсуждения результатов мониторинга :
-определяем причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;
-полученные результаты соотносим с задачами и уровнем реализации Программы ДОУ;
-определяем индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДОУ, степень коррекции развития;
-осуществляем необходимую координацию дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми.
Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, даем общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделяем направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» мы знакомим родителей (законных представителей) воспитанников с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
При проведении диагностики даем информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических, просим согласие на проведение таких обследований, предоставляем результаты проведенных обследований воспитанников.
Слайд №10
В нашей педагогической диагностике отражены основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.