Сальникова Роза Анатольевна
Система организации коррекционно-профилактической работы по предупреждению и коррекции рече-двигательных нарушений
▼ Скачать +Заказ
Анализ образовательной ситуации
и социального окружения ДС «Олененок»
города Новый Уренгой.
Ключевой идеей проекта является обновление модели психолого-педагогического поддержки семей города Новый Уренгой, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, на основе системы организации коррекционно-профилактической работы по предупреждению и коррекции рече- двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством активной терапии движения (логоритмики) в условиях ДОУ и микрорайона. Это позволит расширить границы оказания бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи населению с выходом на внешний уровень. Предполагается объединить работу функционирующих структур в единый план реализации деятельности. Такое сочетание будет способствовать достижению синергетического эффекта, выражающегося в увеличении охвата семей, нуждающихся в выявлении и решении проблем в развитии ребёнка, для его успешной социализации. Это позволит охватить категории семей воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения, в том числе детей с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). Планируемые изменения будут способствовать использованию современных способов работы с родителями и эффективных форматов оказания сервисных услуг населению с использованием интерактивных средств обучения.
Публикация «Система организации коррекционно-профилактической работы по предупреждению и коррекции рече-двигательных нарушений» размещена в разделах
На базе дошкольного учреждения запланировано оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной и помощи родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день большинство детских садов работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими сверстниками. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Олененок» построен в г. Новый Уренгой по адресу: ул. Таежная, дом 9, внутри жилого микрорайона, в котором проживают дети дошкольного возраста с ОВЗ, посещающие и не посещающие детский сад. Реализация данного проекта имеет большое социальное и инклюзорное значение и позволяет охватить коррекционно-профилактической деятельностью всех нуждающихся в коррекционной помощи дошкольников с ОВЗ, посещающих ДОУ и проживающих в ближайшем микрорайоне, подготовить их психологически и содержательно к успешной интеграции в дальнейшем в школе, при этом были созданы оптимальные условия для коррекции и развитию ребенка с ОВЗ с ранних этапов развития, для формирования его личности. Дата открытия дошкольного учреждения 1986г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в
общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей-инвалидов в Российской Федерации. В структуре причин инвалидности отмечаются нарушения сенсорных и моторных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и недоразвитием речи.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Применение новых технологий и комплексный подход, в коррекционно-профилактической работе с детьми с ОВЗ начиная уже с раннего возраста, являются в настоящее время особенно актуальными.
Изменения, происходящие в содержании общего образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания системы коррекционной работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка с ОВЗ, с ранних этапов его развития, внедрения педагогических технологий, создания возможности для профессионального творчества и инновационных процессов в повышении качества инклюзивного дошкольного образования (от 1 года до 7 лет). Логоритмика – вид активной терапии движения и является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и моторно-двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Кроме того, логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только способствует максимально эффективному повышению уровня речевого развития, но и благотворно влияет на весь организм ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Логоритмика полезна всем детям, с ограниченными возможностями развития, а также имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Основная задача образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования, нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями. Поэтому для нас стало важно проводить такие занятия в детском саду совместно со всеми детьми не только в целях профилактики рече-двигательных нарушений, но и в целях обогащения социального опыта дошкольников с ОВЗ, гармоничного включения их в коллектив сверстников. Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движения. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики опирается на общие методологические основы логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.
Модернизация содержания образования потребовала от педагогического коллектива МБДОУ «ДС «Олененок», по-новому, подойти к отбору содержания образования и создания инновационной коррекционно-развивающей среды, объединяющей в себе четко выстроенную систему коррекционно-профилактической деятельности с учётом объективных и субъективных требований общества, социальных, культурно-ценностных особенностей города Новый Уренгой, в котором осуществляется коррекционный образовательный процесс дошкольников с ОВЗ.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности: инновационные подходы в совершенствовании здоровьесберегающего аспекта воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В основе, которого предупреждение и коррекция рече-двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ и микрорайона посредством активной терапии движения (логоритмики) "от 1года до 7 лет".
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза - «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому ее основная цель- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Развитие неречевых процессов : - возможности темпо - ритмической организации движений и действий (развитие музыкального, двигательного ритмов); способности к серийно - последовательной обработке информации с использованием игровых упражнений в процессе логопедической, музыкальной, физкультурной коррекционной деятельности, а так же проведение интегрированной музыкально-логопедической, физкультурно-логопедической коррекционной деятельности позволяет специалистам и педагогам ДОУ «Олененок» значительно улучшить и ускорить процесс овладения детьми с ОВЗ всеми компонентами речи.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
К коррекционным задачам относятся : преодоление основного речевого нарушения, речевого дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
В образовательные задачи входят знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
К оздоровительным задачам относятся укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.
Таким образом, логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов – слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентация, моторика, эмоциональная и коммуникативная сферы.
2. Коррекция речевых нарушений – темпа, ритма дыхания, фонематического слуха и т. д.
Основные векторы нашего проекта включают в себя разработку, апробацию и внедрение системы профилактической работы по предупреждению и коррекции рече-двигательных нарушений и развитию речедвигательной активности у детей с ОВЗ, при использовании активной терапии движения (логоритмики, которая основана на интеграции специалистов ДОУ и сотрудничестве с семьёй.
Наличие контингента детей с ОВЗ данных возрастов (от 1 до 7, ставит перед педагогами ДОУ задачу включения в общеобразовательную программу коррекционных составляющих, что обеспечит возможность при ежедневном контакте с ребенком с ОВЗ стимулировать его психологическое, рече-двигательное развитие при одновременном воздействии на все стороны развития ребенка. Одним из самых важных педагогических условий считаем плавное погружение детей раннего возраста с ОВЗ в образовательную среду, в которой обеспечивается взаимодействие детей с педагогом, друг с другом и с окружением, а также свободное самовыражение детей, их запросов, потребностей и специальных нужд.
Система корреционно-профилактической работы ДОУ включает в себя три подэтапа коррекции и профилактики :
1. Подготовительный этап
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Этот этап проводится в ходе музыкальных, физкультурных занятий (некоторые из них объединены в логоритмические занятия) и логопедических занятий.
Направления работы на невербальном подэтапе:
1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем - над сложным).
3. Формирование общей координации движений под ритмичную музыку (данные виды работ проводились в процессе музыкальной, физкультурной коррекционной деятельности и на логоритмике).
4. Развитие динамического праксиса рук.
5. Развитие реципрокной координации рук.
Направления работы на вербальном подэтапе:
1. Формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).
2. Дифференциация длинных и коротких слов.
3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
4. Дифференциация слоговых рядов по длине.
5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, слогов с разными звуками (мА-па, па-ма, закрытых и обратных слогов (пап-ап).
6. Формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.
2. Коррекционный этап.
(Работа ведется на вербальном материале)
Цель: формирование всех компонентов речи (звукопроизносительных навыков, фонематических процессов, слоговой структуры слова, лексико-граматических категорий связной речи.
Подэтап «Гласные звуки»
Направления работы :
1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».
2. Повторение звуков за логопедом с выделением ударного.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесении их с голосом, пропевание серии звуков.
4. произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед.
Подэтап «Слоги»
Направления работы :
1. Формирование и закрепление понятия «слог».
2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных).
3. Формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой.
Подэтап «Слова»
Направления работы :
1. Формирование и закрепление понятия «слово».
2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале 4-х классов слов.
3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.
4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов.
Особое значение на каждом подэтапе отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ритмизация начинается с тактирования, а затем проговаривания элементов букв, слогов, слов. Затем работа ведется с использованием схем слов с постепенным увеличением слогового состава и различными ритмическими рисунками, со сменой ударных и безударных слогов.
При обработке слов различной слоговой структуры следует учитывать, что структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций, а формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы.
На начальном этапе деление на слоги построено на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове, так как необходимо добиться от ребенка воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка двух-, трех-, пятисложных слов. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом (различные схемы слов, фишки, слоговые таблицы). Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры:
- двухсложные и трехсложные слова с открытыми, закрытыми слогами и стечением согласных (вата, машина, мешок, чайник, автобус).
- двухсложные и трехсложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, матрешка);
- четырех пятисложные слова из открытых и закрытых слогов и слогов со стечением согласных (кукуруза, милиционер, парикмахер и т. д.).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры используются различные виды игр и упражнений: проговаривание слов, лишенных смысла, с отхлопываем ритмической структуры слова; придумывание слова, соответствующего ритмическому рисунку и т. д.
3. Заключительный этап
Цель: автоматизация умения воспроизводить слоговую структуру слов в связной речи (на материале чистоговорок, стихов и других текстов).
Направления работы :
1. Развитие подражательности и формирование координации речи с движениями (выполнение соответствующих движений, имитация различных действий).
2. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом.
3. Чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряженно с логопедом, затем самостоятельно.
4. Составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
Задачи первого года обучения направлены на формирование правильного воспроизведения слоговой структуры слова первых четырех классов слов и совершенствованию неречевых процессов (слуховое внимание и фонематическое восприятие, пространственная ориентация, общая координация движений, динамический праксис рук, артикуляционная моторика). Задачи второго года обучения - формированию слоговой структуры 5 – 14 классов слов и совершенствованию неречевых процессов.
Таким образом, система работы разработана на основе принципа последовательного формирования программ речевой и неречевой моторики с использованием общепринятой в логопедии системы развития фонематического восприятия. Целью системы работы явилась реализация двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации. Перестройка обучения, насыщение системы работы специальным содержанием, а также применение особых методик, обеспечивающих формирование чувства ритма, показали, что все дети с ОВЗ, имеющие трудности в речевом развитии, способны (в разной степени) овладеть умением воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры. Ведь чувство ритма как универсальная способность возникает лишь тогда, когда создается ее сложный механизм, основывающийся на единой зрительно-слухо-двигательной связи.
Коррекционно-профилактическую деятельность на уровне микрорайона мы осуществляем через клубно-консультативную и индивидуальную коррекционную помощь, организованную в специально созданной профилактико- образовательной среде при использовании активной терапии движения (логоритмики, а так же включающую межведомственное взаимодействие и волонтерскую деятельность.
Реализацию «ОВЗпрофилактической» работы наше дошкольное учреждение осуществляет по двум модулям:
1) Диагностико - консультативный;
2) непосредственно профилактико - коррекционный.
Диагностико-консультативное направление:
Раннюю психолого-речевую диагностику мы осуществляем через профессионально организованную работу ПМПк, при взаимодействии с ТПМПК и при межведомственном взаимодействии с медицинскими учреждениями города, по уточнению статистических данных о детях с ОВЗ раннего возраста, проживающих в нашем микрорайоне и по выявлению детей группы риска, непосредственно с момента поступления ребёнка в ДОУ, а в рамках микрорайона на базе консультативного пункта «Успех» для детей с ОВЗ (от 1 до 7).
Специфика диагностики детей раннего дошкольного возраста заключается в необходимости отличать следующие нарушения :
- темповую задержку речевого развития (ЗРР) от случаев раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР);
- речевой негативизм, вызванный либо ситуацией обследования, либо периодом адаптации или иной причиной, от патологических нарушений (алалия, аутизм, умственная отсталость);
- патологические нарушения произношения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы в онтогенезе.
Непосредственно профилактико - коррекционное направление :
Основываясь на результатах комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный модуль обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Коррекционно-развивающий модуль включает :
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-
развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции.
Мы считаем, что эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба комплексного сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ.