Ольга Яремюк
Основные формы и виды коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Публикация «Основные формы и виды коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Используя общепедагогические методы и приемы обучения, специальная педагогика предусматривает специальный отбор тех из них, которые более других отвечают особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним. Общепедагогические методы не используются изолированно, но в необходимом сочетании друг с другом (метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются как различные общепедагогические, так и специальные приемы). Важным является взаимодополняемость методов. На начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних этапах ведущее место занимают словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.
Существуют следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– перцептивные (методы словесной передачи и слухового и/или зрительного
восприятия учебного материала и информации по организации и способу
его усвоения; наглядные, практические методы);
– логические (индуктивный и дедуктивный);
– гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Методы могут реализовываться в практике образования общего назначения, как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися; в условиях специального образования возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы.
Отбор методов из указанных групп для коррекционно - педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Работа с родителями : Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы семьи с ребенком.
Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.
Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и ро-дители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.
Сотрудничество педагогов и родителей — основа успешного обуче-ния и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия — путь комплекс-ного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, осо-бенностей поведения, вызванных ими затруднений.
В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровительных и обучающих мероприятий.
В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека, равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека, в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффек-тивность работы.
Внесемейное воспитание: Важной проблемой коррекционной педагогики дома у ребенка и в детских садах, является изучение детей, воспитывающихся вне семей, в домах.
У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются сниженной психической активностью, недостаточностью мотивации к речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оценке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативны, у них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отличает отсутствие навыков активной самостоятельности.
Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно отметить сложное сочетание биологических и социальных причин, обусловливающих недоразвитие речи и мышления. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольных детских домах - важный аспект дошкольной дефектологии.
Общеобразовательные учреждения : В силу ряда причин, (несвоевременное выявление имеющегося у ребенка нарушения, недостаточное внимание родителей и воспитателей к имеющимся у детей трудностям, отсутствие специального учреждения или мест в нем и др.) в массовом детском саду общего типа, зачастую оказывается значительное число детей с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми, неправильно диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы: дети с дефектами речи, с эмоциональными нарушениями, с расстройствами поведения и др. Как правило, это дети с нарушениями слуха и фонематического воспри-ятия, с нарушениями зрения и оптико-пространственных представлений, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой психофизического развития, дети, ослабленные соматически или нервнопсихически.
Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоци-онально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением допол-нительных занятий коррекционной направленности.