Бурилова Ольга
Система методической работы с воспитателями в детском саду в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.
Темочки:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической информации, инновациях.
Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы с воспитателями в условиях реализации ФГОС ДО.
Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя, старшего воспитателя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.
Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.
Система методической работы с воспитателями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Система методической работы по введению ФГОС ДО повлекла за собой положительные изменения в содержании образовательной деятельности МДОУ детский сад «Ромашка» и в стиле взаимодействия всех участников образовательных отношений.
С помощью диагностических анкет, листов опроса были определены образовательные возможности и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Организация и анализ самодиагностики воспитателей способствовали решению задачи формирования у них новых профессиональных компетенций, развитию педагогической рефлексии.
Направленность методической работы :
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по РППС в ДОУ;
- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
2. Соотнесение содержания образовательного процесса с основной образовательной программой ДОУ и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
- анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
-анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы клубов по интересам для каждой возрастной группы;
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
В МДОУ детский сад «Ромашка» проведена система мероприятий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Компьютер, мультимедийные формы как инструмент для обработки информации стали мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников.
Одной из главных управленческих задач, стоящих перед нами, является создание условий для повышения компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами сети Интернет.
На сегодняшний день детский сад оснащен техническими средствами обучения: телевизоры, DVD плееры в старших группах, 5 компьютеров, 4 принтера, 2 сканера, мультимедиапроектор, экран, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, мультимедийные средства обучения. У каждого педагога личные ноутбуки и музыкальные колонки.
В результате у педагогов появилась возможность:
• использовать компьютерную технику, информационные ресурсы всемирной сети Интернет, программным средствам для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
• создавать банк электронных дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
• создавать мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу, компьютерные плакаты для использования в работе с воспитанниками и их родителями.
• применять средства ИКТ для проведения педагогических советов, методических семинаров, образовательной деятельности, мероприятий с родителями.
• участвовать в дистанционных семинарах, курсах, конференциях, Интернет -проектах.
•выполнять проекты по всем направлениям образовательной программы с использованием ИКТ.
Применять ИКТ при оформлении и создании базы данных различной тематики и т. д.
На заседаниях педсовета, МО и творческой группы в зависимости от тематики постоянно происходит показ интерактивных презентаций проектов, защита проектов, запись и просмотр видео-циклов, фрагментов с дальнейшим анализом, обсуждением и предложениями.
Ежемесячно проходят консультации по обмену опытом и изучением инноваций. Ее проводит каждый воспитатель, используя различные формы и методы, с обязательным использованием видеопросмотров.
Педагоги принимают участие в областных конкурсах («Лучший сайт организации», «Лесенка успеха», конференции, семинары и др., во Всероссийских вебинарах (8 педагогов, Всероссийских семинарах (6 педагогов, Всероссийские Интернет – Олимпиады (8 педагогов) и во Всероссийских интернет – тестированиях. Участие подтверждается дипломами или свидетельствами.
Информационное обеспечение образовательного пространства позволяет в электронной форме проводить мониторинг, фиксировать результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, осуществлять взаимодействие с другими организациями.
Повышение квалификации и прохождение курсовой переподготовки (подача заявления, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
Все педагоги имеют удостоверение о прохождении обучения по программе «Формирование информационного пространства образовательного учреждения».
Работа официального сайта учреждения - https://komsdsad.ucoz.ru/ :
- ежемесячно старший воспитатель проводит дистанционно-электронный методический час на сайте ДОУ, размещает новый материал, презентации, видеофрагменты в соответствии с годовым планом и ФГОС;
- регулярное размещение новостей, событий в жизни ДОУ;
- ежемесячно воспитатели размещают полезные статьи, свои публикации, пополняют свои странички, портфолио, персональные сайты;
- постоянный доступ к Интернет-ресурсам;
- для родителей (законных представителей) :
эффективно информируем родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;
ежемесячно проводятся интернет - консультации, производится рассылка конкурсов, рекомендаций через сайт детского сада, зарегистрированным родителям;
родители могут принять участие в форуме детского сада, задать интересующий вопрос или принять участие в обсуждениях, либо написать письмо на электронную почту любому воспитателю, все адреса педагогов тоже размещены на сайте ДОУ;
есть Гостевая книга, где можно оставить свои отзывы, пожелания, как педагогам, так и родителям.
в свободном доступе родители могут посмотреть видео - фрагменты НОД, мероприятий, фото-презентаций, фотоотчетов;
постоянно действует Электронная приемная на сайте ДОУ, уголок для родителей и для педагогов;
проводятся конкурсы в ДОУ с Интернет - голосованием на сайте ДОУ, для того, чтоб привлечь родителей чаще выходить на сайт детского сада и знакомится с интересующей его информацией
рекламный блок видео-презентация детского сада на сайте ДОУ презентация основной образовательной программы ДОУ.
В методическом кабинете накапливается БАНК – педагогического мастерства педагогов, как в папках, так и в электронном варианте.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в работе методических объединений и педагогических семинаров района и области с целью обмена опытом.
Также организована работа с социумом : школами, библиотекой, администрацией, сотрудниками ГИБДД, ДК, художественная школа и школа искусств, краеведческий музей.
Разнообразные формы методической работы обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.
На сегодня, можно отметить, что в МДОУ детский сад «Ромашка» в условиях реализации ФГОС ДО сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, создаются необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению работы по введению ФГОС ДО.
Большое значение было уделено планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса.
Для организации методического сопровождения были разработаны следующие мероприятия:
- методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы, организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы.
- обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», стажировка.
- портфолио педагогических достижений педагогов ДОУ наглядно демонстрирует разный уровень достижений педагогов и воспитанников - от уровня ДОУ до федерального.
Реализуя п. 3.1. ФГОС «Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО» курсовую подготовку по ФГОС прошли 100% педагогического коллектива.
Полностью реализован план повышения квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения «Изучаем и работаем по ФГОС» на МО, в работе творческой группы «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада в процессе художественно-эстетической деятельности в современных условиях реализации ФГОС». Проведен цикл интерактивных консультаций: «Организация образовательного процесса в группах в соответствии ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога – важнейший инструмент качества образования», «Игровые технологии в ДОУ в соответствии ФГОС», «Реализация образовательных областей ФГОС дошкольного образования через проектную деятельность», «Центр речевого развития в ДОУ», «Приемы, используемые в процессе родительского собрания в условиях ФГОС», «Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС», «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Открытые коллективные просмотры, интегрированные циклы, видеофрагменты образовательной деятельности, в рамках мониторинго -практической деятельности по введению ФГОС, в соответствии с его целями, принципами и задачами «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Проведение НОД с применением ИКТ», «Проявление педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов», «Интеграция образовательных областей» и др.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. На базе детского сада организован и проведен семинар «Методические аспекты физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», на котором воспитатели дошкольных образовательных учреждений района представили опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Семинар-практикум «Овладение проектной технологией развивающего обучения как часть профессионализма педагогов» помог понять цель и задачи, структуру такой технологии как проектной.
Как известно, одной из наиболее важных форм работы педагогического коллектива, направленной на решение вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для совместного обсуждения, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей совместного их решения. С целью выработки единой системы работы по реализации ФГОС в образовательном процессе в дошкольном учреждении был проведен педагогический совет в форме организационно - деятельностной игры - «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику», проведен опрос «Знатоки ФГОС ДО».
Несмотря на изменения в системе дошкольного образования актуальной на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами, как индивидуальное консультирование педагогов - «консультативный клуб», особенно для молодых педагогов – это форма работы является наиболее продуктивной. В процессе индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации, как планировать воспитательно-образовательную работу с учётом ФГОС, как организовать детей при проведении непрерывной образовательной деятельности, как изменилось рабочее пространство.
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют инновационные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.
Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию РППС и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста, работа по инновационной деятельности.
Для конструктивного взаимодействия педагогов детского сада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» и др.
Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий.
К числу современных образовательных технологий, которые используются нами в образовательном процессе являются:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология,
- технология «ТРИЗ» и др.
Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций.
В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты : «Я, гражданин России», «Мой край родной», «Моя малая Родина», «Читающий рюкзачок» совместно с библиотекой, нравственно-патриотический проект «СемьЯ», информационно-исследовательский проект «Путешествие капельки» и др.
Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации РППС заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. РППС изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
В группах оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, театрализованный, центр народной игрушки и др.
Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка.
Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, детской библиотекой, домом детского творчества, домом народного творчества, школам ГИБДД. Практикуются экскурсии на предприятия района. Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве.
Самое главное, что взаимодействие с социальными партнерами непременно проходит с опорой на родителей. Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса – важный фактор реализации Стандарта. Сейчас родители постоянные участники всех детсадовских мероприятий, помощники в преобразовании развивающей среды. В течение учебного года в каждой возрастной группе проведены традиционные мероприятия с непосредственным участием родителей: день матери, день семьи, спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», заседание родительского клуба «В счастливой семье – счастливые дети», родительская игротека «Игра – не забава», экологическая викторина «Знатоки природы» и др. Такой родительской рефлексии мы добиваемся через использование нетрадиционных форм, через разъяснение требований Стандарта и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете. В детском садуразработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Мы живем одной семьей», которая созвучна с ФГОС ДО. На ее базе несколько лет работала лаборатория инновационного развития по вопросам взаимодействия с родителями. Педагогами опробовано множество разных форм работы. Много лет работает родительский клуб «Гармония». Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО.
Перспективы и задачи методической работы
На основе выявленных образовательных и компетентностных потребностей педагогов МДОУ детский сад «Ромашка», их личного отношения к реализации требования обновления образовательной деятельности в группах и участию в инновационной деятельности ДОО, были определены следующие задачи и направления:
- включить в план повышения квалификации педагогов прохождение ими курсов профессиональной подготовки с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»;
- продолжить реализацию методического проекта на тему «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии ФГОС ДО через программу организации системы самообразования»;
-обеспечить полное соответствие РППС детского сада и УМК в каждой возрастной группе требованиям ФГОС ДО;