Людмила Ларионова
Система методической работы по духовно-просветительской работе с родительской общественностью
▼ Скачать + Заказать документы
Восстановление духовного в сегодняшнем человеке - одна из самых трудных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.
Нравственное обретается только опытом жизни, и поэтому вне опыта в него практически не войти. Цели и задачи обучения нравственности в том, чтобы соединить внутреннюю жизнь человека со словом, которое он произносит. И если взрослый человек словесно учит детей каким-то нравственным поступкам, он должен учить этому и своей реальной жизнью.
Темочки:
Главной задачей родителей и педагога должно стать не наведение "порядка" в чужой душе на свой манер, а стремление указать дорогу ко Господу. Уроки нравственности должны только начинаться в классе, а продолжаются в жизни. К ним особенные требования. Они должны иметь связь и с другими предметами, должны вестись и на экскурсиях, и в походах.
В русской православной культуре достоинства и значение человека связаны с соборным бытием, с общностью духовной и нравственной жизни русских православных людей. Семья укрепляла и растила поколение русского народа. Основы нравственности должны быть укоренены в земле предков, в традициях семьи, в нравственных образах прошлого и настоящего.
Проблема духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения проблем воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности и других негативных явлений в детской и подростковой среде. Данная проблема должна решаться всеми, кто работает с детьми и имеет к ним отношение. В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать родители и педагоги. Формирование детской души с творческими, созидательными способностями происходит совместно с родителями в трудах. Любовь к детям придаёт силы родителям переносить все невзгоды жизни. Любовь к родителям освещает детям всю их жизнь.
Новые образовательные стандарты (ФГОС, отвечая на эту проблему, главным в образовании обозначили процесс развития личности, принятие духовно–нравственных, социальных ценностей. В ФГОС НОО выделена предметная область «Основы духовно–нравственной культуры народов России», а предмет «Основы религиозных культур и светской этики» установлен обязательным для изучения и включен в федеральный компонент данного стандарта.
Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В программной разработке раскрыт опыт по взаимодействию церкви, семьи и школы, для создания наилучших условий всестороннего развития и формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, для всех родителей и обучающихся, которая позволяет прежде всего воспитать Человека. Такая система должна включать предметы духовно-нравственной и религиозной направленности. Должна быть крепкая связь между образованием и религиозным воспитанием.
Духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая образовательного процесса в школе. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Духовность понимается как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, активен, не боится пробовать, умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него, способен к самообразованию, умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью, умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.