ольга винц
Система мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст является уникальным возрастом для развития личности. Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Публикация «Система мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие» размещена в разделах
В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья.
Объект исследования процесс обучения физическому развитию детей дошкольного возраста.
Предмет система мероприятий в области «Физическое развитие».
Цель исследования – изучение различных подходов к системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие.
Задачи:
1. Изучитьнормативные требования к организации физического развития и здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить теоретические основы здоровьесберегающей деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации требований ФГОС ДО.
3. Описать опыт работы педагогов дошкольных образовательныхучреждений по разработке системы мероприятий в области физического развития и здоровья.
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой темы, изучение опыта педагогов ДОО.
Основные понятия: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, закаливание, физические упражнения
1. Нормативные требования к организации физического развития и здоровья детей в дошкольной образовательной организации
В современное время к детям дошкольного возраста предъявляются новые, более высокие требования, к их развитию и здоровью. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье детей занимает приоритетные позиции во всем мире: хорошее здоровьеслужит фундаментом для общего развития человека
В Федеральном законе «Об образовании» в статье 51 указано, что «оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников»
Конвенция о правах ребенка (статья 3 п. 3)[4]определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункт 2. 6 отмечено: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей :
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)»[2].
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
В Профессиональном стандарте педагогов дана характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 статья 195.1 ТК РФ). Профессиональный стандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования. К педагогам дошкольной образовательной организации (воспитателям, педагогам, узким специалистам) применяется 2 вида стандартов:ФГОС, утвержденныйМинобрнауки РФ,и Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Во-первых, педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, «обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации»[7].
Во-вторых, владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них «необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе» [7].
В любой дошкольной организации важное место принадлежит санитарно-эпидемиологическому режиму (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13) [8]к организации физического воспитания :
«12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет :
- в младшей группе - 15 мин. ,- в средней группе - 20 мин. ;
- в старшей группе - 25 мин. ,- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий : широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры».
2. Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации требований ФГОС ДО
Воспитательный процесс способствует формированию социальной активности, комфортности в развивающей детской среде. В основе всей деятельности и выбора личностно-ориентированных технологий и концепций лежит здоровый образ жизни подрастающего поколения. Изучение содержания физического воспитания необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется ученымии разработчиками методики физического воспитания.
В последнее время приоритетным направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Привычка к здоровому образу жизни это жизненно важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Исследования академика РАМН, профессора Ю. П. Лисицына, доказывают, что главным фактором риска состояния здоровья является образ жизни человека, более того, именно от образа жизни зависит здоровье или нездоровье человека. Исследователь выделяет психологические факторы, которые возникают в результате действий различных биологических и социальных факторов. Эти психологические факторы служат факторами риска для здоровья : вредные привычки, загрязнение среды обитания, эмоциональные переживания, стрессы, генетика [18].Группировка факторов риска ученых-исследователей (Ю. П. Лисицына, Ю. М. Комарова, связанная с социально-биологическими факторами,дана в (Приложении 2).
Ю. К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания :
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Т. И. Осокина [18]в области физического развития выделяет две основные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. А. В. Кенеман, Г. В. Хухлаева[14] все задачи данного направления разделили на три группы.
К первой группе исследователи отнесли оздоровительные задачи, направленные на развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, закаливание организма ребенка.
Ко второй группе – образовательные:
а) формирование навыков выполнения основных движений;
б) привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье;
в) формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. 3.
К третьей группе – воспитательные задачи:
а) формирование нравственно-физических навыков;
б) освоение на практике осознанных привычек к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве;
в) воспитание культурно-гигиенических качеств.
В работах этих исследователей выделены средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка : оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и влияние художественных средств – литературы, фольклора, мультфильмов, произведений музыкального и изобразительного искусства. Большое значение в этом направлении имеют здоровьесберегающие технологии : медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии. Рассмотрим особенности каждой технологии:
В педагогическом образовательном процессе широкое распространение в вопросах сохранения и укрепления физического здоровья получили такие понятия: «здоровьесберегающие технологии» и «здоровьесберегающее воспитание». Здоровьесберегающая образовательная технология в детском саду представляет собой систему разных целенаправленных воздействий на воспитательный процесс, который организуется образовательным учреждением для профилактики и коррекции состояния здоровья детей. Эта технология помогает медицинским работникам, психологам и педагогам-воспитателям формировать и совершенствовать личностные особенности развития дошкольников [10].
Использование здоровьесберегающей технологии предполагает важный элемент в дошкольной образовательной среде – это проектирование мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. В основу этой технологии педагоги вкладывают такие принципы, методы, приемы, которые безопасны для здоровья и направлены на физическое развитие детей разного возраста : это закаливание, тренировка сил и выносливости, быстроты, гибкости.
Медико-гигиенические технологии профилактической работы в детском саду составляет важную часть в формировании физической культуры и укрепления здоровья детей. Понятие «здоровье» является краеугольным в такой технологии, однако на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чаще всего детские педиатры и другие специалисты работают с теми детьми, которые уже болеют, поэтому в дошкольных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы). В основе социальной работы медицинских работников заложена консультативная и неотложная помощь детям. Кроме этого проводятся мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению дошкольников, отслеживается динамика здоровья детей всех возрастных групп детского сада. Медицинский подход к профилактике заболеваний отличается от психолого-педагогического он требует индивидуальных средств воздействия и врачебного вмешательства.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) в современное время в дошкольном образовательном процессе хорошо задействованы. Эти технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и деятельности детей, для гармоничных взаимоотношений с природой. В детском саду эта деятельность направлена на обустройство территории, уход за зелеными растениями в каждой группе, рекреациях, в живом уголке, участие в природоохранных мероприятиях. Эта технология способствует формированию индивидуально-личностных качеств, укрепляет духовно-нравственное здоровье дошкольников.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие занимающихся : закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного школьника от физически слабого. Реализуются во время прогулок, подвижных игр, игр с правилами и музыкально-физическими занятиями [21].
Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности связана с воспитательным процессом в дошкольном образовательном учреждении. Во время прогулок, трудовых процессов на территории детского сада, проведения спортивных занятий или подвижных игр может возникнуть травма или нанесение ущерба здоровью. На уровень здоровья в группе существенное влияние оказывают социальные процессы: межличностные отношения, психологический (нравственный) климат, индивидуальные особенности характера и уровень культуры [11].
В исследованиях Ю. Е. Антонова[10], В. Г. Борисенко[12] здоровьесберегающие педагогические группы представлены несколькими группами:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- стретчинг: представляет собой особые упражнения, направленные на развитие гибкости всего тела и рекомендуемые детям вялой осанкой и плоскостопием;
- ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц;
- динамические паузы: они рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления, включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики;
- подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности; все подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения, в условиях ДООприменяются лишь элементы спортивных игр;
- релаксация: во всех возрастных группах чаще всего используется спокойная классическая музыка, звуки природы;
- гимнастика разных видов: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая – форма проведения гимнастики зависит от поставленных задач в области укрепления здоровья детей конкретной группы ДОУ.
2) Технологии обучения здоровому образу жизни :
- физкультурное занятие, которое поводится систематически в соответствии с требованиями ФГОС ДО и утвержденной Программой;
- проблемно-игровые – игротренинги и игротерапия проводятся в свободное время, чаще всего во второй половине дня, в зависимости от задач, поставленных педагогом;
- коммуникативные игры строятся по определенной схеме и состоят из таких частей: беседа, этюд, игры.
В любом типе игр используется метод игрового моделирования. При использовании игры во время занятий педагоги могут «разыгрывать» роли, учитывая возраст детей. С учетом имитации игры воспитатель дает образец поведения. Метод игрового моделирования помогает соединить активную деятельность педагогов и дошкольников, расширяя возможности индивидуальной и коллективной работы. Цель игрового моделирования состоит в соединении педагогических приемов, ведущих к самостоятельному, творческому, инициативному процессу. Этот процесс направлен на развитие двигательной активности детей, на формирование коммуникативных навыков и умений [19].
К этой группе педагогических здоровьесберегающих технологий относятся самомассаж, точечный самомассаж – они проводятся медицинским сотрудником по специальной методике в старшей и подготовительной группах. Это необходимо, в первую очередь, детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.
3) Коррекционные технологии включают арттерапию, сказкотерапию, технологию воздействия цветом, психогимнастику, фонетическую ритмику. Занятия с использованием данных технологий рекомендованы детям с различными проблемами здоровья либо в профилактических целях.
Наглядные методы основаны на непосредственном чувстве восприятия физических упражнений и используются для создания у детей зрительных представлений о движении. К наглядным методам относятся такие приё мы:
- показ физических упражнений педагогом: при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении; этот прием применяется во всех возрастных группах, когда внедряются новые движения;
- имитация: процесс подражания действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении движениям детей дошкольного возраста. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики, применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, то есть, при закреплении двигательных навыков;
- наглядные пособия (рисунки, фотографии, картины) : рассматривание способствует уточнению у детей зрительных представлений об отдельных элементах движений и качественному выполнению упражнений на занятиях и во время утренней гимнастики;
- помощь учителя физической культуры или воспитателя используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;
- применение зрительных ориентиров (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствует более энергичному выполнению упражнений, стимулирует к самостоятельной деятельности;
- применение звуковых ориентиров: «эти приемы используются с целью освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши»[20].
Словесный метод помогает точнее воспринимать упражнение, активизирует мышление ребёнка, содействует осмыслению двигательных действий, способствует созданию более полных и точных представлений о движении. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Название упражнения: многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят». Педагог, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет освоено, его больше не показывают, а только называет его.
Описание: это последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Объяснение используется при разучивании движения: педагогом подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей формируется представление о каждом элементе. Объяснение носит характер краткости, точности, образности и эмоциональности.
Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иныестороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождаетпоказ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.
Беседа при выполнении физических упражнений чаще всего имеет вопросо-ответную форму. Она направлена на выяснение интересов дошкольников, степени усвоения движений, правил подвижной игры[13].
Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков. К практическим методам относятся: повторение упражнений – вначале отдельных элементов, затем овладение движением в целом; проведение упражнений в игровой или соревновательной формах. Игровой метод применяется при обучении сложным движениям, когда они уже в основном освоены, с целью закрепления двигательных навыков и развития умения применять их в различных ситуациях.
Для успешного формирования основ здорового образа жизни через воспитание нравственных ценностей необходимы не только материальные ресурсы, но и желание педагогов в системе использовать инновационные формы и методы, которые приносят результативность.