Марина Банцер
Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы проблема раннего вмешательства резко обострилась в связи с тем, что с каждым годом все больше и больше детей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Появилось множество публикаций, таких авторов, как Л. В. Павловой "Перспективное комплексное планирование работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста" (общее недоразвитие речи, Л. С. Соломахи "Перспективное планирование работы логопеда в средней группе дошкольного образовательного учреждения" (общее недоразвитие речи, Н. В. Нищевой "Перспективное планирование логопедической работы в средней группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)", эти программы предложены в помощь логопедам, занимающимся проблемами раннего речевого развития с детьми младшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР.
Публикация «Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи» размещена в разделах
Цель этой небольшой методической разработки - помочь логопедам в решении этой проблемы. Если логопеды будут лучше представлять систему коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, то им будет легче помочь детям в устранении данного речевого нарушения. Система коррекционной работы включает в себя следующие разделы: развитие понимания речи, общеречевые навыки, работа над мелкой моторикой, активизация речевого подражания, работа по развитию звуковой культуры речи (ЗКР, особенности формирования словаря у детей с ОНР младшего и среднего возраста, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи. Эти разделы подробно рассмотрены ниже.
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
Уровни понимания речи могут быть различные, от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементы просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов, например, различение форм единственного и множественного числа существительных. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо понимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительные обследования указывают на ограниченность ее понимания.
Из нашей практики известно, что только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Поэтому в первую очередь мы начинаем работу активизацией понимания речи. С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Используя ситуативные моменты режимных процессов (прогулки, умывания, кормления и т. д., логопед называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребенок. В своей работе мы используем проговаривания короткими предложениями (из 2-4 слов, делая паузы, одни и те же словосочетания повторяем по 2-3 раза, одни и те же слова употребляем в разных грамматических формах, отражающих различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным выявлением ударного гласного. Вся речь насыщена вопросами, обращенными к детям. В результате у детей создается потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые накапливаются в их активном словаре.
После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал, и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, играл и т. д., можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое - либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся действие с этим предметом. В работе с неговорящими детьми (ОНР (1 ур) мы не рекомендуем перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченными или обобщающими значениями.
Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища т. д.
ОБЩЕРЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ.
Система коррекционной работы также предусматривает и работу над общеречевыми навыками : дыханием и артикуляционной гимнастикой.
Важнейшее условие правильной речи - это правильное речевое дыхание и плавный длительный выдох. Речевое дыхание значительно отличается от жизненного, т. е. физиологического дыхания. Установлено, что наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, тогда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижности грудной клетки. При речи вдох делается носом и ртом. Контролировать правильное речевое дыхание помогает игрушка или собственная ладонь ребенка, положенная на живот. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются - игрушка (ладонь) опускаются. При вдохе - поднимаются.
Произношение большинства звуков требует направленной, плавной и достаточно сильной воздушной струи. Для сформирования такой воздушной струи используются разнообразные игры и упражнения (смотри приложение).
Артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах необ-ходима для того, чтобы наши дети познакомились со своими артикуляционными органами, заинтересовались ими и научились ими управлять. Все это в дальнейшем будет необходимо для исправления недостатков звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах не имеет цели выработки точных артикуляционных укладов, так как работа над постановкой звуков в этом возрасте не дает ожидаемых результатов.
Начинать работу необходимо со знакомства с зеркалом, для обучения зрительному контролю своих действий, на доступном детям уровне объясняем, для чего зеркала присутствуют на логопедических занятиях.
Далее переходим к знакомству с органами артикуляции. В игровой форме мы объясняем детям, как называются те или иные артикуляторные органы и для чего они служат. Следующий этап - это работа над подвижностью языка и губ. С помощью простейших артикуляционных упражнений, выполняемых перед зеркалом, мы добиваемся точности, скоординированности, быстрого переключения от одного упражнения к другому, способности к удержанию артикуляционной позы.
Нельзя забывать, что эта работа должна проводиться без принуж-дения, на фоне хорошего настроения, в игровой форме, при правильней речевом дыхании.
РАБОТА НАД МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как подвижность пальцев тесно связана с речевой функцией. В связи с этим в системе обучению и воспитанию детей с ОHP мы предусматриваем воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Практика работы доказывает, что если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормой и даже выше нормы.
В младшем дошкольном возрасте мы рекомендуем следующие задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки, обводки, штриховки, разукрашивание, работа с играми Монтессори и Воскобовича.
Очень хорошую тренировку пальцевых движений дают народные игры-потешки (см. приложение). Для развития пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Логопед объясняет детям выполнение того или иного задания, моделируя его на себе (игра «Обезьянки»).